Студия целостного человека. Интервью с директором Классической философской школы «Новый Акрополь» Андреем Грошевым
Андрей Викторович, Вы приглашаете в «Студию целостного человека». А что для Вас означает целостный человек? Что Вы вкладываете в это понятие?
Ну, это человек, во-первых, очень увлекающийся совершенно разными вещами, как кажется. И который не отделяет себя от мира, от других людей. Который с удовольствием может слушать музыку и удивляться научным достижениям. Это человек, который не разделяет, а объединяет в себе очень многие такие «несхожие творения». Вот, наверное, так. Поэтому «Студия целостного человека» предполагает разные — на первый взгляд, разные — подходы: философия Запада и Востока; мы можем говорить о разных философских и даже каких-то религиозных течениях, которые в рамках культуры мы изучаем. И здесь, как оказывается, нет противоречий. И это очень красивый момент нахождения точек соединения. В этом и есть логика «Студии целостного человека», которая объединяет в себе отношения с другими людьми, отношение к своему внутреннему миру, отношение к природе, которая его окружает. Ну, наверное, в двух словах так.
На кого рассчитана «Студия»? Кого Вы ждете в своих стенах?
За 25 лет работы нашей «Студии» ничего, в хорошем смысле, не поменялось в подходе. Всегда «Студию» посещали и посещают до сих пор люди, которые неравнодушны, люди, которые ищут, люди, которые не перестают удивляться этому миру. Они совершенно разные — от старших школьников до пенсионеров. И, слава Богу, этих людей не стало меньше, несмотря на огромные метаморфозы, которые происходили и с нашей страной в том числе.
Нужно ли знать или уметь что-нибудь особенное, специальное, для того чтобы прийти в «Студию»?
Я опять начну издалека. В далеком
1989-м году, когда я пришел в «Студию целостного человека», а тогда она только начинала свою работу, не нужно было никаких знаний, специальных знаний. Поэтому — нет, никаких знаний не нужно. Мы будем вместе открывать этот мир, мы будем вместе открывать философию, любовь к мудрости. Мы будем вместе открывать страницы Древнего Рима и Древней Греции, Египта и Китая, философов-стоиков и Платона, эпоху Возрождения и современные воззрения на науку и искусство.
Значительная часть вашей программы, и Вы сейчас об этом упомянули, посвящена изучению наследия древних культур и цивилизаций. А насколько актуальны они сегодня? Мир-то очень изменился с тех пор.
Несмотря на то что внешне изменился мир, как кажется, внутренне он не поменялся в главных вещах, в тех вопросах и, главное, в тех ответах, которые очень хочет получить человек. Откуда я пришел? Что я делаю на этой планете? Вопросы о любви, о предназначении остались. Они остались, так же как они оставались актуальными для людей древних цивилизаций, так же они остаются актуальными сегодня. Поэтому, изучая древние цивилизации, ты удивляешься, как красиво, и как иногда глубоко и тонко, и как в точку, правильно, вымеренно давали они ответы в то своё время. Эти ответы не могут быть ответами для нас сегодня. Но они могут послужить для нас источником размышлений и внутренних поисков, которые приведут к поиску собственных ответов на те же самые вопросы.
В программе заявлена практическая философия. Какого рода практика предлагается?
Первое, наверное, что хочется сказать, — это практика сердца, неравнодушное отношение к миру. И мы действительно предлагаем в нашей практической философии такое активное участие в том мире, который нас окружает. Мы прикасаемся к болям этого мира, мы прикасаемся к красотам этого мира. Поэтому мы говорим о благотворительных экологических акциях, мы говорим о походах в музеи и театры, о концертах, мы говорим о тех студиях, которые открыты в нашей Школе для людей, которые приходят и принимают в этом практическое участие, обучаясь и создавая определенное пространство, определенные условия, для того чтобы эти условия могли послужить праздником для кого-то, кто приходит сюда.
Сегодня предлагается очень много различных тренингов и курсов самосовершенствования. Чем «Студия целостного человека» отличается от них?
Я не знаю, как ответить на этот вопрос. Я не имею права судить о тех курсах, которые проходят, и тренингах, и говорить, что они хорошие или плохие. Я могу говорить только о тех вещах, о которых я знаю. И, наверное, негоже было бы хвалить свою «Студию» и как-то говорить о том, что ну не очень, не очень там хорошо, вот в других. Я знаю очень успешные студии: театральные, студии искусства, философские школы. Поэтому мы, наверное, — одна из, которая собирает людей, тех, кому близка наша вибрация. Школа за 25 лет имеет свое лицо, имеет свой характер, если хотите, имеет своих единомышленников. Наверно, вот они-то каким-то образом и создают ту атмосферу, на которую приходят люди. Ну а вопрос уже к слушателям, которые приходят, судить, чем отличается, чем хороша наша студия, чем, может быть, не очень. Поэтому, наверное, отвечу так.
Несколько практических вопросов. Как строятся занятия? Есть ли какая-то специфика обучения? Выдаются ли по окончании сертификаты какие-то? Сколько стоит обучение?
Наверное, начнем с такого злободневного вопроса, потому что финансовый вопрос, он очень актуальный. В месяц абонемент стоит около 700 рублей (в Москве. — Ред.), со скидками для пенсионеров и студентов, предполагая занятия раз в неделю в вечернее время, как правило, или в выходные дни в районе 12 часов. Сертификатов мы не выдаем, так как не являемся официальной государственной структурой, которая выдает определенные государственные образцы, образцы государственного стандарта.
Обучение происходит в традиционно лекционной форме, хотя здесь нужно оговориться, что лекции тоже бывают разные. Я вспоминаю свою студенческую юность: какие-то лекции были очень интересные, а с каких-то мы сбегали. Поэтому лекция строится по принципу внутреннего, ну и не только внутреннего, но и внешнего диалога. Диалога со слушателями, когда поднимаются определенные вопросы, на которые мы вместе стараемся искать ответы, а преподаватель помогает этому процессу.
А кто ваши преподаватели?
За 25 лет работы создался очень красивый, с моей точки зрения, коллектив. Это мои друзья, мы действительно прошли очень много по жизни и продолжаем удивляться этому миру. Поэтому преподаватели, они наши «доморощенные», если можно так сказать, которые прошли обучение и в нашей студии, и получили образование в различных вузах, курсах, которые предлагает сегодняшний мир. По-разному складывалась их профессиональная преподавательская судьба, но их объединяет то, что мы все находимся внутри философской школы «Новый Акрополь» и являемся преподавателями «Студии целостного человека». Я думаю, что это одно из самых главных достижений за 25 лет — собрать такой костяк единомышленников, потрясающе красивых людей.
Есть ли какая-то тема из вашей обширной программы, которая Вам особенно дорога и Вами особенно любима?
Если б я сказал, что в нашей программе есть нелюбимая тема... Ну во-первых, я был бы неправ, ибо каждая из тем и стоит в нашей программе, потому что она любима, такой принцип. Потому что в ней заключены определенные очень красивые, очень глубокие вещи. Я всегда с опаской отношусь к этому вопросу, потому что боюсь обидеть. Боюсь обидеть тему, боюсь обидеть выдающихся людей. Ну как же, когда начинаешь перечислять: ну кто, ну кто.. ты начинаешь: ну с кого, с Платона начать или с Марка Аврелия? Мудрецов Египта упомянуть или Китая? Или поговорить о Тибете, рассказать, что это одна из моих любимых тем? Или шагнуть в эпоху Возрождения? Или поговорить о современных и наших русских писателях, поэтах Серебряного века, или современных драматургах, музыковедах, киноведах? И поэтому ты всегда теряешься. Любимое — это то, что тебе интересно. Вот. Любимого очень много. Любимое — это то, что тебе открыло. Любимое — это то, что тебе помогло. Вот этого огромное количество, и сама «Студия», особенно ее первая часть, она построена как раз на том, что мы называем жемчужинами древней мудрости. Вот это из очень-очень любимого.
Спасибо Вам большое.Спасибо.
Вопросы директору философской школы «Новый Акрополь» Андрею Грошеву задавала главный редактор журнала «Человек без границ» Ольга Наумова