«Новый Акрополь» в Москве
Дата: 06.05.2008
Немногим из пришедших 20 апреля в Культурный Центр «Новый Акрополь» на очередную встречу философского киноклуба хоть что-нибудь говорило название фильма «Песнь дороги» и имя режиссера - Сатьяджит Рей.Интерес вызывали помещенные на объявлении о киносеансе слова Акиры Куросавы: «Не видеть фильмы Сатьяджита Рея - значит жить на земле и не видеть солнца и луны» и возможность увидеть и послушать
директора московского Музея кино Наума Ихильевича Клеймана, яркие рассказы которого о киноискусстве уже звучали в стенах киноклуба.
Вот что можно было прочитать о Сатьяджите Рее у входа в зал на стенде:
Сатьяджит Рей (2 мая 1921 – 23 апреля 1992)Крупнейший индийский кинорежиссер, автор более трёх десятков фильмов, многие из которых получали награды на кинофестивалях в Каннах, Венеции… Незадолго до смерти ему был присужден Оскар за выдающийся вклад в киноискусство.Фильм «Песня дороги» снят в 1955 году, это дебют Рея. Отличительной чертой фильма является то, что Рей снимал непрофессиональных актеров (исполнители трех главных ролей в жизни являлись семьей), использовал натурные съемки, вводил плавный, слегка замедленный повествовательный ритм, близкое по стилю музыкальное сопровождение.Почему же в нашей стране имя Рея знают только те, для кого кино – профессия и немногочисленные заядлые любители кино? Всё очень просто – его фильмы никогда не шли в СССР и не идут в России в широком прокате. Привезенная на эту встречу из музея кино копия фильма «Песня дороги» - с английскими субтитрами. Фильм не дублировался на русском, предназначался к показу только на закрытых просмотрах. Тогда кто-то за нас решил, что советскому человеку такое кино не нужно. Теперь на место идеологии пришел рынок...
Тишина в зале по окончании двухчасового фильма, шедшего с синхронным переводом.
А потом - зрители долго аплодируют стоя, пытаясь выразить благодарность за возможность прикоснуться к настоящему искусству.
«Словно большая полноводная река спокойно и величаво течет повествование. Человек рождается, живет и умирает. Рей рисует этот естественный процесс очень просто, без надрыва, и тем не менее оказывает на зрителя огромное эмоциональное воздействие. Как это ему удается? Кинематографические приемы Рея неброски. Но именно в этом и заключается совершенство». Акира КуросаваP.S. Фильм «Песня дороги» - первая часть трилогии.
Наум Ихильевич Клейман обещает привести в наш киноклуб вторую и третью части: «Непокоренный» (1956) и «Мир Апу (1959). Не пропустите!