17 ноября в рамках Философского фестиваля в филиале Москва-Север состоялась встреча с преподавателем кафедры философии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Анатолием Валериановичем Ахутиным. Тематика встречи была обозначена как «Роль философа в современном мире», но разговор вышел далеко за ее пределы. Философское внимание, свобода человека и его ответственность перед миром, диалог культур – вот некоторые из вопросов, затронутых на встрече.
Но дадим слово самому философу: «Что такое философия, что такое современный мир и зачем в этом мире нужен философ? Я могу сразу ответить на этот вопрос такой формулой: самое нужное современному миру — философское внимание к тому, что происходит. И, к сожалению, самое маловероятное, что этот мир позволяет — это философское внимание. Он позволяет очень многое, он допускает очень многое, в нем очень много доктрин, конфессий, учений. Каждый день их число все увеличивается. А вот философского внимания практически нет. Это я так думаю, что свойство современного мира, одна из характеристик этого мира в том, что он меньше всего допускает философское внимание к себе. Вот такой парадокс, такое трудное, сложное положение. Эта общая формула — ответ на исходный вопрос. То, что больше всего нужно этому миру и то, что меньше всего в нем возможно.
А теперь несколько слов о том, что же такое философия с моей точки зрения. Я преподаю в университете на первом курсе «Введение в философию». Я же не буду рассказывать студентам какую-то свою философию. Существует огромное количество учений, огромное количество «измов» (платонизм, аристотелизм, материализм и т.д.). Так что преподавать в качестве философии? У нас есть историческая ситуация, когда эту философию изобретали. Это произошло в Древней Греции… …Со всеми мудростями мира он (Пифагор) знаком. И результат этого знакомства формулируется таким образом: мудры только Боги, а мы люди — страстные любители этого. Мне важно, чтобы мы не ошиблись здесь. Что у мудрецов есть ученики, что эти ученики стремятся к мудрости — это повсюду одинаково и было, есть и будет. А здесь сказано нечто другое. Все, что считают люди мудростью (будь это в форме какого-нибудь мифа, ритуала, религии, т.е. установленная мудрость, которой надо учиться, в нее встроиться и таким образом мудро и хорошо жить) — это не мудрость, а только результат стремления к ней. Все это — одна из форм филии, а не мудрости. Эта граница, это выведение самой мудрости из того, с чем имеет дело по своему собственному способу понимать все и быть человек, эта граница и есть первое, что определяет философию. Философия определяет человека как друга мудрости. Философы — это друзья мудрости. Друзья того, чем они не располагают. Русское слово «друг» нам подсказывает: друг имеет в виду другого. Он с ним не сливается, ему важно, что он — другой. Вот и здесь эта самая мудрость — всегда другое. Это первый ответ Пифагора о том, что такое философия.
Второй ответ его такой. Ясно совершенно, что это очень поздняя выдумка, но «сказка ложь, да в ней намек». Он ответил одному царю, который его спросил, кто такой философ. Вообразим себе, что мир — это такое торжище, такой спектакль, где все чем-то отличаются. Но вот есть одни, которые ничего такого не изображают, а смотрят — что это вы тут делаете? Когда каждый что-то делает. Мы живем. Каждый из нас имеет какую-то профессию, что-то делает (поэты, художники, ученые и т.д.). А есть такие люди, такие профессионалы, которые не заняты чем-то из таких дел, а в стороне стоят и смотрят: а что это вы такое делаете?.. Зачем нам нужна такая вещь, как музыка, зачем нам нужна такая вещь, как политика. И для того, чтобы ответить на все эти вопросы «зачем», ни одним из этих занятий заниматься не надо, а надо смотреть со стороны и, как сказано у Пифагора, всматриваться в суть вещей. Вот мы теперь имеем перед собой образ философа по отношению к миру… Т.е. есть человек, который стоит в стороне и спрашивает: это что такое, почему люди живут так? Что они себе устраивают посредством этих хороводов, например, посредством этих ритуалов. Почему они так живут?
Зачем я это все рассказываю? Философское внимание, о котором я говорил в начале, странное место занимает. Это внимание, которое от всего отстранено. Теперь давайте соединим первое и второе определение философии «по Пифагору». С одной стороны мы друзья мудрости, с другой мы отстранены от всей нашей жизни, которая представляет собой некоторую мудрость. Мы же живем все-таки не совсем глупо, все-таки это все как-то устроено… Философское внимание. Каждый человек, занимаясь чем-то, например, столяр, вдруг спросит: а что это я делаю, зачем, почему? Он ответит очень быстро, но этот момент отстранения и вопрос, что это я тут делаю, это и есть маленький момент философского внимания».
Что добавить еще? Эта встреча перевернула что-то в душе каждого из нас. Я смотрела на нас, слушателей. Из зала мы выходили задумчивые, но какие-то просветленные, потому что это был выход в другой мир – это был выход в философию.