Новости


«Новый Акрополь» Москва (на Сретенке)

Дата: 28.07.2014

Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы

Первую неделю июля одна из волонтерских экспедиций «Нового Акрополя» провела на Беломорских петроглифах. Экспедиция проходила в рамках долгосрочного проекта «Сохранение культурных ценностей».

На Залавругу – так называется место в 8 км от Беломорска, где сосредоточены известные на весь мир петроглифы – нас пригласила археолог, ведущий специалист по карельским петроглифам Надежда Валентиновна Лобанова. Летом 2006 и 2007 г. волонтеры «Нового Акрополя» уже помогали карельским археологам, и в этом году она нас снова позвала для участия в подготовке фестиваля наскального искусства.

Дело в том, что уже второй год при поддержке программы приграничного сотрудничества северных стран «Европейский инструмент соседства и партнерства» осуществляется проект «Мост наскального искусства», в котором с российской стороны участвуют группы петроглифов «Залавруга» и «Бесовы следки» в Беломорском районе, с финской — писаницы Вярикаллио на территории муниципалитета Суомуссалми. Проект создан для совместного изучения древних памятников, а также для того чтобы обеспечить в той или иной мере их сохранение. Специальных ресурсов для охраны древних памятников до сих пор не было, и за несколько последних десятилетий они пострадали сильнее, чем за все предшествовавшие тысячи лет… Правда с 2007 г. на Залавруге постоянно находятся археологи и акты вандализма здесь прекратились.

Интересно, что на российской территории встречаются именно петроглифы, а в Вярикаллио — писаницы. Петроглифами называют выдолбленные на скалах или отдельных камнях изображения (с греческого петрос — камень, глифе — резьба). Писаницы — это нарисованные на скалах рисунки. Там, где находятся петроглифы и писаницы, в то время, когда они «действовали», люди не жили. Похоже, они приходили сюда в определенные моменты года, для того чтобы проводить некие церемонии. Мы не знаем, в чем они заключались. Возможно, они были связаны с устройством мира и местом в нем человека. В древности люди воспринимали мир целостно, а себя — частью этого Целого. Они считали, что все взаимосвязано, все пребывает в гармоничном единстве. Петроглифы и писаницы создавались обычно на границе трех стихий: воды, воздуха и камня. Что это — символика трех миров: небесного, подземного (подводного) и земного? Все традиционные культуры именно так представляли строение мироздания. Честно говоря, собираясь в экспедицию, мы мало что про сами петроглифы знали: для нас это были древние изображения на скалах, смысл которых расшифровать пока не удалось, – вот и все, пожалуй. Смирились с тем, что разбираться будем уже на месте, и ехали с ожиданием встречи… Нас собралось сорок человек – в основном из Москвы, трое из Нижнего Новгорода, один из Самары. Сутки в поезде и потом еще 8 км на автобусе до места. А место оказалось сказочно красивым – поросшие разноцветными мхами и низкими соснами террасы древних гранитных пород прямо на берегу огромного водохранилища.
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
Солнце садится прямо за кромкой леса и скоро встает снова, так что закаты и рассветы можно наблюдать часами!..
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
А вот так выглядит Залавруга:
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
ровные каменные плиты со шрамами от ледника, покрывавшего эту территорию с 22 по 12 тысячелетие до н.э. Позже тут текла бурная река Выг, а сами петроглифы находились на большом острове посреди реки. Строительство ГЭС и Беломосрко-Балтийского канала сильно изменило природный ландшафт — теперь в основном русле Выга почти нет воды, обнажилось каменистое дно, и пейзаж стал совершенно фантастическим:
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
Беломорские петроглифы стали известны научному миру с 1926 г. благодаря студенту этнографу из Петербурга Александру Линневскому, которому поморы показали таинственный остров с рисунками. Для этого им пришлось переправляться на лодках через бурлящую реку Выг, в месте, где она поворачивала и течение было особенно сильным. Спустя десять лет на Залавруге работал археолог Владислав Иосифович Равдоникас, который считал, что здесь находятся шедевры неолитического искусства Северной Европы. В 30-40-е гг. сюда приезжал археолог Александр Яквовлевич Брюсов, младший брат известного поэта-символиста. Большие работы проводились под руководством Юрия Александровича Савватеева в 1960-70 гг. Участницей всех его экспедиций была Надежда Валентиновна Лобанова. Она прочитала книгу Ю.А. Савватеева про неолит, когда ей было двенадцать-тринадцать лет. После первого курса Петрозаводского университета она попросилась на практику на раскопки, которые вел Юрий Александрович на Залавруге. И с тех пор верна своей любви к карельским петроглифам.
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
На фото слева направо: Рауно Лаухакангас, «Общество первобытного искусства», Хельсинки; Елена Багаева, турфирма «Карелика», главный партнер проекта «Мост наскального искусства»; Археолог Надежда Лобанова, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. Что же хотели передать люди, оставившие петроглифы? Это и есть самая большая загадка. Ученые называют Залавругу «храмом под открытым небом», «каменной летописью». О чем она рассказывает? Четкая конкретика сюжетов рисунков склоняет к тому, чтобы интерпретировать эти изображения как некие «сценки с натуры». То есть, что вижу, то и рисую. С другой стороны, их связывают с ритуальной магией, направленной на то, чтобы войти в контакт с духами природы, чтобы лучше рыба ловилась, удачнее была охота на лосей, на оленей и т.д. Некоторые исследователи предполагают, что за этими изображениями в символической форме скрыты представления древних людей о мире, о человеке, о скрытых связях, которые существуют в мире. Есть ученые, которые вообще отказываются интерпретировать петроглифы и писаницы, мотивируя это тем, что пока до конца не раскрыты все элементы, все «страницы» этой книги, невозможно их толковать, так как вновь открытые изображения могут перевернуть смысл всего сюжета. Среди изображений Залавруги очень много оленей или лосей, антропоморфных фигур, белух (животное из семейства китовых, которое водится в Белом море). Есть птицы, которых на беломорье по сравнению с онежскими петроглифами совсем мало. Встречаются совсем непонятные пока рисунки.
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
И вместе с тем, несмотря на это упорное молчание, за дни экспедиции петроглифы понемногу становились для нас все более знакомыми и даже какими-то родными. Мы приходили к ним в лучах заходящего солнца, когда изображения лучше всего видны, подкрашивали белой гуашью и черным шунгитом, чтобы их смогли различить те, кто приедут на фестиваль как гости, убирали в одном месте почву, чтобы потоки воды после дождя не несли ее на петроглифы.
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
Как-то вечером Надежда Валентиновна отвела нас на «Бесовы следки». Это хорошо сохранившаяся группа петроглифов, расположенная совсем рядом с одним из шлюзов по дороге в Беломорск. При строительстве шлюза над участком скалы с петроглифами поставили бетонный павильон, чтобы сохранить их. С тех пор сооружение настолько обветшало, что находится в аварийном состоянии. А петроглифы там очень интересные: и белухи, и лебеди, и сам "бес" (очень похоже, что это изображение какого-то древнего божества, а "бесом" назвали уже после христианизации).
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
В один из дней мы с Надеждой Валентиновной отправились на настоящие раскопки на соседний остров Ерпин Пудас. Там недавно были открыты новые петроглифы, и была надежда, что рядом под слоем почвы остались и другие изображения. И действительно, через полтора часа, убрав около 10 м² почвы, решили помыть поверхность, чтобы посмотреть, есть ли там что-то. Поверхность скалы оказалась ровной, с красивой широкой розовой полосой, но никаких изображений видно не было. Мы уже стали собираться в обратный путь, когда одна из девушек сказала: «Смотрите! Здесь что-то есть!». Все семеро наклонились над тем участком, на который она показывала, и стали всматриваться. И, о чудо! Глаза стали различать какое-то изображение. Да ведь это человечек что-то держит в руках, а рядом белуха! Выбито неглубоко, едва различимо, но это не может быть случайной выбоиной — слишком узнаваемые очертания фигур. Довольные мы вернулись в лагерь, где в этот день были свои приключения — ветром чуть не сломало наш тент-купол, и пришлось чинить на весу. Тех, кто подкрашивал изображения, тоже ждал сюрприз, — всю краску смыло дождем, и наутро нужно было все делать заново. Но дальше погода наладилась, и за два дня мы выполнили все, что мы должны были сделать нашей командой к фестивалю: - бейджики и костюмы для участников (совершенно неожиданно почти все девушки в экспедиции успели поучаствовать в раскройке и художественном бахромировании);
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
- полосу препятствий – похоже, гостям она очень понравилась;
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
- отремонтировали мост, по которому гости попадают на Залавругу;
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
Во время экспедиции у нас был приятный ритм жизни. В первой половине дня мы работали, а после обеда проводили друг для друга мастер-классы, на которых учились видеть (через рисунок и фотографию), петь хором, завязывать и развязывать узлы, вести дневник, говорить так, чтобы нас понимали, открывать законы природы. А по вечерам вокруг костра слушали рассказы ученых о петроглифах, читали стихи, пели любимые песни.
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
Сам фестиваль — рассчитанная на несколько часов программа, внутри которой гости облачались в костюмы, проходили полосу препятствий и испытания, смотрели спектакли, учились добывать огонь и рубить дрова каменным топором, делать украшения, могли сами сделать копии петроглифов на бумаге, конечно, попадали на экскурсию. Надеемся, все, кто в этот день побывал на Залавруге, увез с собой хорошие впечатления, приедет снова и, возможно, что-то сделает доброе для этого места, достойного большего внимания и заботы.
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
Завершением фестиваля стала наша часть общего спектакля, который делали три команды. Причем готовились мы на одну тему, а за пару дней до самого события нас попросили показать на другую – про белуху. Можно было отказаться, но, руководствуясь принципом, что нет невозможного, практически всем лагерем стали готовиться. За основу вязли легенды северных народов. Часть костюмов привезли с собой, остальные сделали из подручных средств. Репетировали всего полтора дня, на выступление бежали бегом, едва успев наложить грим. Но получилось, вроде, неплохо – организаторы благодарили.
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы
На следующий день уезжали рано утром, поэтому итоги экспедиции подводили и лагерь собирали ночью, а на рассвете двинулись к автобусу. До свидания, Залавруга! До новой встречи!
Волонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифыВолонтерская экспедиция на Беломорские петроглифы

Текст: Мария Бурла, Ольга Сизова

Фото: Алексей Коновалов, Андрей Тулиев, Марина Малютина, Анастасия Калашникова, Лидия Беляева, Светлана Кузнецова, Кристина Сагалова, Ксения Полянская.








Реклама
__________
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2024
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности