Сначала мы увидели портрет человека, от которого невозможно было оторвать глаз. Он приковывал своей чистотой, глубоким умом, тайной, читающейся в его глазах. Правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминало об изображениях Христа.
С этого автопортрета началось наше удивительное путешествие на рубеж XV - XVI вв. в мир Альбрехта Дюрера, новатора во многих областях, оставившего огромный след в живописи и гравюре, открывшего путь последующим поколениям мастеров.
Под руководством Екатерины Старовой, преподавателя КЦ «Новый Акрополь», мы погрузились в мир гравюры Дюрера, превратившего ее в один из ведущих видов искусства. Он одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве), и в области резцовой гравюры на меди. Его первая большая графическая серия – 15 гравюр на дереве – была посвящена теме Апокалипсиса (1498), где проявился беспокойный, мятущийся дух его творческой натуры, волновавшие его драматические нравственные коллизии.
В гравюре на меди отразились искания Дюрера, его познания мира и человека. Эта техника позволяла воспроизводить любые особенности строения форм, передавать самые тонкие взаимоотношения света и тени. В гравюру на меди мастер закладывает и свои первые разработки в области перспективы и пропорций строения человека и животных. Это мы увидели в гравюрах Немезида или Богиня Судьбы (1502), Адам и Ева (1504), Святой Иероним в келье (1514), Меланхолия (1514).
Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Его прославленную акварель «Кусок дерна» можно разглядывать часами, она выполнена с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могла бы иллюстрировать научные труды. Мы любовались его живописными портретами и автопортретами, его умением тонко и четко передавать характер человека, его состояние.
Круг и многогранность талантов этого человека – математика, живописца, гравера, географа и астронома, настолько потрясли всех присутствующих, что никто не захотел расходиться, даже когда лекция закончилась. Еще долго Екатерине задавали вопросы, просматривая весь аудиовизуальный ряд работ мастера. Спасибо ей за след, оставленный в душе! Думаю, что не я одна еще долго буду черпать вдохновение из этого источника!