28 апреля в 18.00 состоялось очередное заседание Философского киноклуба. Тема - "Признание в любви кинематографу". Как всякое признание начался он с поцелуя. То есть с ленты режиссера Клодта Лелуша "Француз", в которой он дает прекрасную возможность проследить развитие техники кинематографа и увидеть его суть - меняются средства, но темы остаются неизменны - человек и его жизнь.
Три цикла короткометражных фильмов, которые мы смотрели в продолжении, сами по себе являются признанием в любви кинематографу.
Сборник киноновелл «У каждого свое кино» был снят в 2007 году и посвящен 60-летию Каннского фестиваля. Мы посмотрели три фрагмента: «Вечер в кино» Чжан Имоу, «Один прекрасный день» Такеши Китано, «Литейный цех» Аки Каурисмяки.
Эти короткие фильмы, длительностью чуть больше трех минут, зачастую без слов, возвращают атмосферу старых кинотеатров, «шипящей» кинопленки, встречу с героями, проявляющимися на экране благодаря лучу проектора.
Также в этих небольших киноновеллах есть какие-то полутона, которые с трудом облекаются в слова, но которые точно отражены в полном французском названии этого цикла: «У каждого свое кино или маленький удар в сердце, когда гаснет свет и начинается фильм».
Еще одним признанием в любви кино был проект «Люмьер и компания». В столетний юбилей кино сорока режиссерам с мировыми именами предложили снять киноролики, используя камеру братьев Люмьер — ту самую, запечатлевшую прибытие поезда. Главное условие: киноролик должен длиться не более 50 секунд — времени демонстрации первого в мире фильма. Мы смотрели размышления в пятидесятисекундном формате режиссеров Патриса Леконта, Габриэля Экселя, Вима Вендерса, Клода Лелуша, Хью Хадсона, Коста Гавраса.
Благодаря этим коротким взглядам в кинокамеру братьев Люмьер, мы поговорили о таких вещах, как вечные темы в кино, как читать послание, которое закладывал автор, о символическом языке кино.
Кино может быть и приглашением поразмышлять на философские темы, например, о смысле проживаемой жизни, о восприятии времени, о судьбе человека.
Мы обратились к этим темам через фильмы из цикла «Старше на 10 минут». Чем наполнены твои дни, сколько событий составят «золотой ларец воспоминаний» твоей жизни, сколько минут твой жизни ты по-настоящему жил? Об этом приглашает поразмышлять в своей новелле "Один миг" режиссер Иржи Менцель. Также в этом цикле посмотрели работы Аки Каурисмяки "Собаки не отправляются в ад", Чен Кайге "Далеко спрятанные 100 цветков" и "История о воде" Бернардо Бертолуччи. Именно этот цикл вызвал самое живое обсуждение, которое родило глубокие размышления на тему тонкости и понимания жизни, людей вокруг, ценности событий. "На 10 минут старше" стали все мы, заглянув в глаза своей душе.
Собрав весь букет размышлений и состояний, который подарили нам эти короткометражные фильмы, мы посмотрели чудесный фильм французского режиссера Ивона Марсиано "Эмилия Мюллер", который стал прекрасным подарком в завершении вечера и подарил улыбки участникам Философского киноклуба.
Фото: Юрий Никонов
Текст: Елена Кононенко