«Как удачно!» — воскликнули мы, ученики Философской школы «Новый Акрополь», услышав девиз
1. «Флорентийский дневник» Рильке
Весну и лето 1898 года немецкий поэт Райнер Мария Рильке провел во Флоренции. Ему было 22 года, и он был влюблен. Влюблен в Италию, родину искусства. И в прекрасную даму, Луизу
«Учебник по Италии, задуманный как введение в наслаждение ею, должен состоять из одного-единственного слова и одного-единственного совета: смотри! Тому, кто обладает некоторой внутренней культурой, даже придется обходиться таким введением. Он не станет приобретать «ряд сведений» и навряд ли будет гадать о том, относится ли картина к позднему периоду творчества и видна ли в ней «многоплановая манера мастера». Нет: он будет пытаться понять всю полноту воли и силы, родившихся из тоски и тревоги, и, открыв их для себя, начнет делаться лучше, душевно крупнее и благодарнее».
2. Дневниковая проза Марины Цветаевой
Двадцатилетняя Марина Цветаева и Советская Россия. Она не приняла революцию, не приняла новую власть. Ее муж был белым офицером. А она, с двумя маленькими дочками, Алей и Ириной, в голодной и холодной Москве
«Гениальный совет С. (сына художника).
3. «Записки от скуки»
В хэйанскую эпоху (IX–XIII века) в Японии родился жанр лирических заметок — дзуйхицу. В уединении человек записывал все, что приходило на ум, все, что растрогало его сердце. Эти записки не предназначались для читателя. И никакого другого замысла у них не было, только передать очарование неожиданно пришедшей мысли, короткого диалога случайных попутчиков, прощания влюбленных на рассвете, распускающегося цветка или древнего праздника. Человек выводил в задумчивости иероглиф за иероглифом, повинуясь своему сердцу — и кисти. «Следуя кисти» — именно так переводится слово, давшее название этим заметкам. Одни из известных — «Записки от скуки» монаха
«Некто, обучаясь стрельбе из лука, встал перед целью, держа в руке две стрелы. Наставник заметил ему: «Новичок, не держи две стрелы! Понадеявшись на вторую стрелу, ты беспечно, отнесешься к первой. Всякий раз считай, что другого выхода у тебя нет и попасть ты должен этой единственной стрелой!» Но разве в присутствии наставника можно помыслить о небрежном обращении с одной стрелой, когда их у тебя две? О нет: пусть даже сам ты не знаешь о своем нерадении, знает о нем твой учитель. Это наставление надо отнести ко всякому занятию. Человек, обучающийся
4. «К самому себе» Марка Аврелия
II век. Древний Рим, империя времен заката. На троне император Марк Аврелий. 19 лет его правления и историки, и современники назвали золотым веком Рима — такими справедливыми и дальновидными были все действия императора. Но себя самого он считал прежде всего философом. Сохранился его дневник, написанный на греческом. В походных палатках, в ночные часы, Марк Аврелий описывал не события, участником которых был, а свои мысли, советы самому себе.
«Если
Открывая дневник, ты не просто «ловишь время». Ты открываешь человека и его способ быть. Четыре дневника, которые мы читали, объединяет одно: в каждой их строчке читается потребность осмыслить жизнь, открыть ее ценности и смыслы. И сохранить в памяти очарование мира, которое в красоте, и очарование человека, которое в благородстве и чести.