Эбру – одна из техник рисования, когда изображение сперва создается на поверхности воды («эбру» – и означает «на воде»), а затем переносится на бумагу, ткань, дерево, стекло или керамику. Таким образом, создаются неповторимые детали интерьера, одежда и аксессуары.
Казалось бы, чтобы рисовать не на бумаге, а на воде, требуются особые навыки. Но нет! – в эбру даже совершенно не умеющий рисовать с первого раза создает нечто красивое. Кажется, сама вода помогает творить прекрасное – если только человек готов научиться понимать ее язык и свободно «говорить» на нем.
Нина, участница
«Это было
Язык воды – основы всего живого – понять очень просто и сложно одновременно. Ведь вода – самый загадочный и необъяснимый элемент на земле. Она не подчиняется законам физики, может лечить и убивать, являясь самым надежным хранителем и передатчиком информации.
Даша, участница
«Вода словно дышит – не только от небольших движений извне, но даже как будто сама по себе. Там происходят невидимые глазу процессы, благодаря которым, наверное, рисунок на воде порой так не похож на тот, который в итоге отпечатывается на бумаге и может быть сохранен его автором (в отличие от первого, сохраняемого лишь на фотографиях). В чаше происходит жизнь! Возможно, еще и поэтому мастер рекомендует рисовать не дольше 10 минут – не только потому, что «краски начинают трещать», а потому, что волшебство не может твориться долго».
Учитывая особенности воды как явления, а также тот факт, что мы сами на 70% состоим из воды, становится понятно, что создаваемое на воде изображение априори является отражением творца, способом его самовыражения, сфотографированным и отпечатанным посланием внешнему миру.
Анна, участница
«То, что происходило в процессе создания картины, весьма диагностично. Я встретилась с главными своими страхами – начинать новое, делать важные и ответственные шаги… Увидела, как эмоции мешают слышать и проникать в суть. Почувствовала, как попадание в ритм своего звучания гармонизирует внутреннее состояние, как рождается доверие к себе и своему чувствованию… И это только из наблюдений за собой».
Искусство эбру имеет ярко выраженный лечебный эффект. Процесс создания картины не только помогает лучше понять и познать себя, но внутренне расслабиться, преодолеть ограничения и страхи – хотя бы на некоторое время.
Даша, участница
«…Если ты не ребенок, то становишься хотя бы
Ира, участница
«Все ушли
Наверное, из всего сказанного выше ясно, что совершенствование в искусстве рисования на воде требует внутреннего развития, углубления своего понимания мира, открытости новому. Не случайно именно в Турции, где эбру стало не только техникой декорирования бумаги, но и духовной практикой, оно переживает сегодня пору своего расцвета.
Даша, участница
«Рисование в технике эбру сродни медитации, причем не только для рисующего, но даже для просто наблюдающего человека. Все внимание направлено на небольшую прямоугольную чашу, в которой с помощью инструментов и красок, взятых человеком у природы, творится волшебство. Пятно краски расплывается – и вдруг снова сжимается, капаешь в его центр другую краску – и оно расширяется еще больше, а в центре новый круг...»
Хочется поблагодарить мастеров-волшебников из Литвы, очень чутких и внимательных, – Татьяну Семенистую и Татьяну Мурнину – за подаренный праздник души. А всем нам пожелать новых встреч с этим удивительным искусством!
Текст: Светлана Королевская
Фото: Илья Левашов, Олег Лапшин