Самое интересное в культуре и науке
Дата: 12.04.2006
В храмах и домах верующих по всему миру, в нагрудных крестах, в многочисленных произведениях мировой литературы, живописи и кино используется изображение момента казни, мучений и смерти Иисуса Христа на Кресте. Христос изображен пригвожденным ко Кресту с распростертыми руками и головой, направленной вверх.
В исследовании, проведенном Медицинским королевским обществом в Великобритании, утверждается, что нет никаких доказательств того, что Христос был распят именно таким образом. Исследователи обобщили свои выводы в апрельском номере журнала, выпускаемого Royal Society of Medicine, сообщает AFP.
Они утверждают, что образ Распятия никогда не имел достаточных доказательств своего существования в сложившейся форме. При этом авторы не оспаривают самого факта Распятия, подчеркивается в исследовании.
Христос мог быть распят другими способами, утверждают ученые, и любой из них неизбежно ведут к смерти. «Жертвы распятия не обязательно должны были быть именно в таких позах с поднятой вверх головой и пригвожденными спиной через ноги, как это принято в христианской символике», говорят авторы.
По словам представителя лондонского Имперского колледжа Пирса Митчелла одного из соавторов исследования, очевидным представляется тот факт, что людей могли подвергать казни через распятие разными способами. На то есть свидетельства. Осужденных пригвождали к кресту в разных позах и при помощи разнообразных средств.
Однако исследователи отмечают, что имеющиеся в распоряжении ученых и относящиеся к I веку нашей эры описания казней, сделанные некоторыми их очевидцами, свидетельствуют о том, что римляне совершали казнь нередко с особой жестокостью. Методы распятия устанавливались тысячелетиями и зависели от социального статуса жертвы и от преступления, которое совершили осужденные.
Существовало множество вариантов самой установки креста. Жертву располагали не только вверх, но и вниз головой, а также и в других положениях. Гвозди вбивали не только сквозь руки и голени осужденного, но иногда даже сквозь гениталии. Руки при этом простирали по сторонам креста. Иногда их привязывали веревками, а не прибивали гвоздями.
«Если жертву распинали вверх головой, тяжесть тела поддерживалась специальным сидением, что, по-видимому, делалось для того, чтобы продлить предсмертные муки», рассказывает соавтор исследования Мэтью Мазиен.
Распятие как форма казни было широко распространено у римлян и часто применялось по отношению к мятежникам. Совершали эту казнь римские солдаты. Смерть в муках была неминуема.
В то же время исследователи отмечают, что подробных описаний Распятия Христа не существует ни в одном из Евангелий, хотя они вполне могли соответствовать реалиям той эпохи, в которую жил Иисус. Лишь одна археологическая находка свидетельствует об этой казни. Она дошла до нас только благодаря тому, что распятых людей не хоронили, а оставляли на свалках на съедение собакам и гиенам.
Находка связана с именем одного молодого иудея, который, по-видимому, был казнен на кресте. Надписи в обнаруженном неподалеку от израильского местечка Живат а-Митвар склепе с костями жертвы, позволяют предположить, что его имя было Иероним Бен Аголь. На месте его «захоронения» был найден 115-милиметровый железный гвоздь, который, очевидно, был забит молотком в пятку казненного, когда его прикрепляли к кресту. Но нет никаких свидетельств того, что гвозди были вбиты в кости запястья или предплечья этого человека.
На протяжении последних 150 лет были изданы, по крайней мере, 10 книг и проведены многочисленные исследования, посвященные загадке смерти Христа. А в 2005 году американские ученые провели любопытный эксперимент, который даже назвали «воспроизведением событий прошлого». В ходе «опыта» добровольцев «пригвождали» к крестам, правда, достаточно безопасным для их жизни способом с использованием перчаток и ремней.
Эти исследования породили массу вопросов, касающихся того, что вызывает смерть в случае казни распятием. Причинами смерти, по предположениям ученых, могла при этом стать остановка сердца, эмболия легких, асфиксия (удушение), а также шок, вызванный упадком кровяного давления. Мучительная боль, продолжавшая в течение шести часов между распятием и смертью, потеря крови, обезвоживание и давление веса на легкие также назывались в ряду сопутствующих факторов.
Правда, служители Церкви считают, что особенность проведенных экспериментов в том, что мучения в данном случае принимались участниками опытов добровольно, поэтому все выводы из них не имеют отношения к религиозному пониманию образа Распятия. Кстати, и сами ученые, указывают на неопределенность самой проблемы. Ведь ответ на поставленные исследователями вопросы может быть найден только в том случае, если прошлое приоткроет «завесу» тайны и «подарит» науке неожиданные археологические находки или другие неоспоримые свидетельсва.
religio.ru