В газете «Новгород» от 25 мая появилась маленькая, неприметная заметка в два предложения, в которой газета и автор статьи «Когда бегемот откусит мне голову» приносят извинения общественной организации «Новый Акрополь» «за возможное соотношение содержащейся в публикации информации» с её деятельностью. Вот такой незатейливый финал получился в судебной тяжбе, которая тянулась более двух лет. И на душе какие-то смешанные чувства радости и грусти одновременно.
Всего лишь два предложения подытожили двухлетнюю нервотрёпку, о которой мало кому известно. «Акропольцам» отказывали в залах для проведения лекций; устраивали против них шествия с громкими лозунгами, обвиняя в фашизме и ещё невесть в чём; их выгоняли из арендуемых помещений; запрещали клеить афиши, показывали про них остросюжетные фрагменты по «Славии», безосновательно вызывали в уголовный розыск; в них тыкали пальцем и клеили ярлыки. И дело даже не в том, что пришлось и приходиться несправедливо выносить моральный прессинг, вызванный банальным невежеством. Гораздо более сожаление вызывает тот парадоксальный факт, что склоки, слухи, разного рода клеветнические «расследования» разлетаются посредством СМИ и укореняются в умах людей с огромной быстротой. А позитивные новости не освещаются или освещаются очень слабо. Ну, ещё бы… Кому интересны улыбки детей после проведённого праздника в приюте? Кому интересно знать про десятки тонн мусора, убранного во время экологической акции в родном Новгороде? Где тут интрига, скандал, тайные заговоры, криминал? Это же скучно! Наверное, мы уже так привыкли реагировать на «жареное», что утратили способность думать самостоятельно и отличать ложь, домыслы от фактов. Кто-то, вероятно, этим очень ловко пользуется, манипулируя общественным мнением или просто оправдывая собственную несостоятельность.
Часто получается, как в том анекдоте: «Деньги-то нашлись. А осадок остался». И поэтому очень хочется пролить свет на что, что же это за «скандально известная» организация «Новый Акрополь».
Прежде всего - это люди и их дела. Среди этих людей – студенты и экономисты, домохозяйки и профессора, врачи и бизнесмены. Люди разные по характеру, возрасту, взглядам на жизнь. Их разделяет многое, но объединяет главное: неравнодушие к жизни, желание сделать её лучше, и не только для себя, а и для тех, кто вокруг. Именно поэтому они и делают игрушки и проводят праздники для детей приюта «Теремок» - самых беззащитных граждан нашего города, проводят экологические акции, организуют выставку. Всё – от чистого сердца, в свободное от основной работы время.
От многих наветов в опубликованной когда-то городским еженедельником статьи Анны Тар можно было бы брезгливо отвернуться, но от кощунственного сравнения с нацистскими организациями слёзы наворачиваются на глазах у членов «Нового Акрополя». Прошедших Великую Отечественную, у детей и внуков тех, кто сражался в ней. У наших давних и преданных друзей – клуба «Серебряная нить», объединяющего жителей блокадного Ленинграда. Никогда в «Новом Акрополе» не говорили о превосходстве одних людей над другими – более того, многие исторические исследования, которые здесь проводятся, подтверждают опасность такого подхода для всего человечества. В «Новом Акрополе» много мечтали и мечтают о «новом человеке» - который будет добрее, чище и благороднее, чем нынешний, ближе к Природе и милосерднее к другим людям.
С другой стороны, неприметная заметка в два предложения вселила во многих людей надежду в то, что справедливость и здравый смысл рано или поздно всё же восторжествуют.
Анна Кривошеина, «Новый Акрополь»
Наш комментарий
Обвинения в адрес «Нового Акрополя нам, в «ННГ», были смешны с самого начала. Видите ли, мы помним благополучное существование организации, которая тоже занималась просветительскими лекциями и стремилась к созданию «нового человека». И на лекции эти не то что дозволялось ходить – полагалось! Разница, видимо, в том, что та организация занималась выращиванием «нового человека» в соответствии с «моральным кодексом строителя коммунизма» и существовала при поддержке советского государства. Это было общество «Знание». А общество «Новый Акрополь» существует само по себе. Отдельно от государства. Ничего от него не требуя.
Но у нас – гораздо меньше оптимизма. Чем у автора письма, по поводу торжества здравого смысла. Он, здравый смысл, отдыхает там, где бал правят практические соображения политического и иного толка.
Мы думаем, что всякие тихие «лекторы», существующие вне государства, с каждым годом будут подвергаться в России всё большему прессингу. Как минимум - моральному. Любая общественная организация, не служащая впрямую государству, будет всячески дискредитироваться таинственными авторами (интересно, хоть в одной редакции лично видели А. Тар?), статьи которых состоят из списываемых друг с друга сведений, документально ничем не подтверждаемых.
Вот ведь и труды известного на всю Россию «сектоведа» А. Дворкина не многим более документированы, а его гастроли организуются местными органами власти. В результате тоталитарными сектами объявляется любая неугодная сегодня организация, неподконтрольная государству или Церкви, и актуальная тема борьбы с карьеристами и мошенниками, спекулирующими на моральном, а то и психическом нездоровье нашего современника, просто дискредитируется.
Между прочим, вы никогда не задумывались, как близки по некоторым признакам к понятию «тоталитарная секта» несколько отечественных партий, в том числе заседающих в парламенте? Включая самую-самую из них, члены которой требуют друг от друга единомыслия и верят в непогрешимость смертного, которого объявили своим духовным лидером. Ну-ка, Дворкины. Попробуйте потягаться с этими политическими сектами…
Жаль. Что Великий Новгород, всегда казавшийся островком благоразумия в эпоху общественных истерик в постсоветской России, делают ареной битв с ветряными мельницами. Одно дело, когда депутат городской думы Александр Дейна в суде решает свой спор с одиозными сайентологами (и выигрывает его). И другое – когда студент Чаусов устраивает шествия и пикеты против тех, кого ему угодно счесть несущим угрозу, «горлом»: могущественные владельцы помещений пустующих помещений, убоявшись, то ли пиарщика, то ли журналиста, досрочно расторгают договор аренды с «Новым Акрополем». Тут уж и здравый смысл, и закон ни при чём.
Следующей жертвой чаусовский «проект «Гнев» выбрал «Армию спасения». Скорее всего, потому, что у областного Управления Федеральной регистрационной службы ещё до того возникли вопросы к соответствию документов и практики этой организации формальным требованиям российского законодательства.
Наша справка:
Основанная в середине XIX века в Лондоне благотворительная организация была задумана супругами Уильямом и Кэтлин Бут как космополитическая, призванная на деле воплощать христианскую идею о братстве всего человечества.
Самое время было воспользоваться претензиями госоргана к общественной Организации. Тут же началась возня со сходом граждан, проживающих рядом с офисом «Армии Спасения», жалобы на громкую музыку («Армия…» вообще-то не дискотека) и «таинственные» грузы, которые возят туда-сюда…
Документы у каждой организации, конечно, должны быть в порядке. А и всё же – очень похоже на очередную борьбу с «космополитами».
И никто не вспомнил, то в России первый «корпус» (Бут, отставной военный, ввёл в «Армии» армейские понятия) появился в 1913 году. И православие, являвшееся тогда составной частью государства, не третировало «армейцев». Те издавали свой журнал, помогали бедным. Сиротам и беженцам 1-ой мировой войны, и разогнали их только большевики. Впрочем, к чести большевиков следует вспомнить, что они сами рассчитывали облагодетельствовать человечество и построить мир, в котором филантропия не будет нужна. И все советские годы «армию Спасения» предлагалось считать организацией исключительно шпионской.
Как бы не действовала «Армия» в Великом Новгороде, она не может принести меньше пользе. Чем проект «Гнев». Оговоримся: общественной пользы. Поскольку устроителям акций прок от «Гнева», возможно, есть. Сделать общественную карьеру на борьбе против – заметно легче, нежели что-то создавая. Читать лекции – труднее, чем изгонять лекторов. Заниматься филантропией – начётистей ,чем изгонять филантропов.
Версия:
В 1996 г. Издательством «Республика» был выпущен справочник «Религиозные организации РФ» под общей редакцией М.М.Прусака, В.В.Борщева.
В.Борщев – известный правозащитник ещё советских времён, соратник академика Сахарова; затем - парламентарий от «Яблока»и зампред Комитета ГД по делам религиозных организаций, был членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ… То есть – признанный специалист в этих делах. Новгородский же губернатор попал в редактора сборника, надо полагать, как член верхней палаты Федерального Собрания РФ. Сенаторы и депутаты часто оказываются в роли «свадебных генералов».
Уж не потому ли так стараются местные карьеристы на ниве борьбе за чистоту религиозных рядов, что полагают, будто губернатор профессионально заинтересован в данной теме?
Желание одних общественных организаций уничтожить, сжить со свету другие – оно, допустим, на пользу госаппарату, затеявшему к президентским выборам построение гражданского общества в России на военный манер: в шеренгу по два. Какая от этого радость рядовому россиянину - не спрашивайте: не знаем.
Леонид Майоров
«Новая Новгородская газета. Независимое издание», №25(365), от 21.06.2006 г.