Оксиморон, взятый в название статьи, ввел К. Станиславский по отношению к актеру, но он относится и к ученому. История мировой науки с древних времен до наших дней демонстрирует органическое свойство человеческого общества как закон социальной природы: косность в отношении к новым положениями в науке, в особенности если авторы их не входят в русло свояченничества, не принадлежат к элите - среде, "оценивающей" новшества.
Этот закон не вечный, не всесильный и нарушается при одном из условий: либо оценивающие власти, по замечанию М. Планка, умирают, а новые идеи воспринимает и внедряет в сознание людей молодежь, либо в обществе происходит научно-концептуальная революция, то есть возникают новые фундаментальные представления.
Нельзя сердиться на закон природы. ДЖ. БАЙРОН
Все вехи истины познания, что видят жители Земли, сквозь пирамиду отрицания стволами крепкими росли. БЛЕК ЭРОУ
Писуще это свойство всякому обществу или только его низшей, еще не постигшей фундаментальных законов природы, цивилизации, какой является цивилизация Земли? Но и ее народ велик, если имеет подвижников, признаваемых, впрочем, как правило, с колоссальным запаздыванием во времени. Без них он совокупность зомби, людей-автоматов, лишенных продуктивного мышления, еще не свойственного электронной машине. Зомби делает только то, чему обучен, и только так, как обучен. Компьютер DEEp BLUE с быстродействием 10 операций в секунду рассчитывает траекторию баллистической ракеты. Его анализ фотографий, сделанных со спутника, позволил обнаружить все замаскированные базы в операции "Буря в пустыне" против Ирака, но ему не "объяснить", что вместо того, чтобы "съесть" пешку, получив материальный перевес, гораздо эффективнее сделать ход, улучшающий шахматную позицию, что учел Г. Каспаров в матче с машиной, и выиграл. Вероятно, что и в ближайшие десять лет электронный гроссмейстер не выиграет матч у человека.
Консервативность человеческого общества по отношению к новизне воплощена не в отсталом его обывателе, а как раз в его элитарном органе, в Академии наук.
Не отрицая множество заслуг ее, нельзя не учесть и факторы вырождения Академии бывшего СССР. Академики нередко не желали иметь в своей среде более одаренных людей, неблагоприятно оттеняющих их. Поэтому известные ученые, такие, как А. Лосев, М. Бахтин, В. Иванов, Ю. Лотман, не были избраны в Академию. Уместно напомнить, что не были академиками даже Н. Лобачевский, Н. Жуковский, Д. Менделеев. Почти у каждого ученого, поэта есть и враги, и покровители. Служение истине не всегда совпадает со служением той или иной администрации. Академия нередко смотрит на талантливых аутсайдеров как на преступников, отбирающих ее хлеб, создающих ей "ореол" никчемности, и она права с точки зрения закона борьбы за власть. Говорят, что Пифагор, открыв свою теорему, повелел заколоть сотню баранов, и с тех пор все скоты дрожат от страха, когда кто-то открывает новое.
Бытует понятие "ученый-одиночка". Но на самом деле таковых нет. Творчество требует одиночества, но это относится только к его процессу. А результат интеллектуального труда вводит ученого в тот или иной коллектив на государственных или общественных началах. Но общество далеко не всегда сразу же признает инновации ученых, и в этом закон, диалектика внедрения истины. Известны факты запоздалого признания открытий Э. Галуа, Г. Менделя, Н. Семенова и многих других. Ученый с полупризнанными инновациями П. Ощепков вспоминал о том, что Королевское общество Англии объявило труды И. Ньютона о природе света ненаучными, в ответ на что Ньютон прекратил уплату взносов. Но общество не было заинтересовано в исключении Ньютона из своих рядов и постановило освободить Ньютона от взносов.
Чем выше ранг фундаментальности инноваций, тем труднее вне периодов научно-концептуальной революции их внедрение в сознание людей и в практику. Манна небесная бывает редко. А. Эйнштейн заявил, что ядерная энергия никогда не будет извлечена, но ее извлек Р. Оппенгеймер, и Эйнштейну не пришлось долго ждать суда Истории, чтоб стать великим. М. Фарадей счел, что открытая им электромагнитная индукция может использоваться лишь в игрушках. Он ошибся, но ошибка обернулась манной небесной: открытие окупило все научные исследования и до, и после него. Избавить общество от его консервативности не в силах ни президент, ни император. Но путь избавления от изначальных пороков есть, он в постановке науки на правовые рельсы, исключении уловок и подмены научного вопроса конъюнктурным. В этом незаменима роль административных судов, введенных Наполеоном. Возможно что суд присяжных - в какой-то мере их эквивалент П. Флоренский писал о невозможности содействовать прогрессу общества, не подвергаясь гонениям с его стороны. Игнорируя истину, люди делаются преступниками по отношению к самим себе. Общество, плененное пудинговым принципом, приковано к прокрустову ложу узкой специализации. Э. Шредингер писал о преимуществе универсального знания. Крупные инновации в любой сфере - результат системного продуктивного мышления.
Уже триста лет обсуждается проблема природы физической массы и гравитации. В моей книге "Самоорганизующиеся системы природы и общества" теория массы, как аспект фундаментальных исследований, или меганауки, не ограничивается интегральным подходом к мирозданию, но открывает новый принцип движения - феномен научной революции. Техническая реализация его - безмоторный гравитолет...
Р. Фейнман писал в книге "Характер физических законов" о воззрении на мир, которое согласуется со всем ранее выясненным и приводит к другим результатам в сомнительных областях, как о великом открытии. Он считал наш век еще веком открытия основных законов природы. Кроме этой идеи физики, в моей книге изложены фундаментальные концепции других наук: биологии, кибернетики, физиологии, педагогики, теории культуры. В общем эта книга - первая в литературе Энциклопедия структуры и развития мира. Она отражает устройство и развитие мира в пространстве и времени, способствуя системному видению и продуктивному мышлению и учителя, и ученика. Создатель Центра интегральной педагогики в г. Раменское Московской области юрист В. Мурашов счел такую книгу необходимым учебным пособием. По-видимому, на первом этапе в средней школе надо ввести один урок для Системы наук как отражения мирового бытия, что может сделать преподаватель любого предмета, указав и его место в системе. Ведь с детства развивается творческое (в частности, комбинаторное) мышление человека. Стимулом и индикатором развития интеллекта являются игры, в частности, табличные (шахматы, шашки), стихосложение. Это пробные камни интеллекта. Можно предложить ученикам написать добровольно домашнее сочинение в стихах, увеличив срок исполнения.
Подготовка Энциклопедии структуры и развития мира проходила в одиночестве - колыбели творчества, которое объединилось с публичностью в результате рекомендации книги к изданию представителями Академии наук бывшего СССР. Часть тиража книги еще есть у автора, но издание уже перекуплено, и цена возросла более чем в 1000 раз. Книги-энциклопедии подобны бриллиантам, но уникальнее их. Эта книга для интеллектуально полноценной элиты, но автор претендует на расширение круга читателей.
Объективно назрела необходимость учреждения Академии пределов знания, куда вошли бы ученые, имеющие фундаментальные труды и независимые суждения, открывшие новые направления в науке или возведшие в научный статус концепции, не имевшие его.
Сегодня классическая философская школа "Новый Акрополь" стремится, подобно школам Древней Греции, Древнего Египта и Индии, создать комплексную систему обучения, которая помогла бы найти универсальный ключ к пониманию законов Природы. Эти школы базировались на принципе инициатической педагогики, альтернативном современной системе обучения. Он предполагает передачу активных знаний, помогающих человеку вернуться к гармонии отношений с людьми и Природой. "Новый Акрополь" обращается к образу Д. Бруно. А он писал: "Если бы я пас стадо, обрабатывал сад, чинил одежду, то... немногие бы наблюдали за мной и я мог бы угодить всем. Но я измеряю поле природы, мечтаю обработать ум, стремлюсь пасти души и исправляю привычки интеллекта - вот почему кто наблюдает за мной - нападает на меня, кто догоняет меня - кусает меня и кто схватывает пожирает меня, и это - не один или немногие, а многие и почти все". "Великолепен и невыносим", сказала о нем королева Англии Елизавета I. Тоже оксиморон - совмещение несовместимого. Есть притчеподобное мнение; инопланетяне, увидев пламя костра Д. Бруно, сочли, что это земляне отправляются в космос.
Д. Бруно и Ян Гус, Г. Вавилов и А. Чаянов, кроме идей и знаний, принесли в жертву во благо общества и свою жизнь. Есть афоризм Наполеона: "Великие люди метеоры, сжигающие себя, чтобы осветить мир". Открытие Пастера, открытие гипноза Месмером отвергнуты Академией медицины. АН Франции отвергла идею парохода Фултона, существование ископаемого человека, а находки каменных орудий объясняла "игрой природы". А. Лавуазье счел сообщение о метеоритах "антинаучным" противоречащим "канонам". Открытие лучей Рентгена, система элементов Д. Менделеева были встречены насмешками. Сам Г. Герц, открыв волны электромагнитного поля, счел невозможным использование их в дальней радиосвязи. Астроном С. Ньюком математически "доказал" невозможность летательных аппаратов тяжелее воздуха, а они летают. Это говорит о невозможности математического анализа явлений природы. Только открытия Ламарка, Дарвина и множество фактов заставили католическую церковь признать теорию эволюции истиной наряду с системой Коперника и Галилея, идеей Д. Бруно о множественности миров, признать, что наука и религия - это два рычага человеческого разума, один открывает закон материального мира, другой - закон морали. Это значит, что Бог - сама Природа, а Бог-Отец и Дух Святой интерпретируются как вездесущее информационное поле, обладающее космической силой, а имеющие сильное биополе "прорицатели" генерируют (а не "предрекают") события. Еще очень велики пробелы знания и мышления обитателей Земли...
Ставка на "серьезность" узкой специализации - дань регрессу общества. Утрачена установка на здоровый образ жизни, включающий оптимальное питание, движение и психический настрой. По сообщению журнала "Твое здоровье", только в Англии ежегодно заживо погребается до 2 тысяч человек медицина еще не отличает биологическую смерть от крепкой кратковременной (2-4 дня) летаргии с утратой обычных индикаторов жизни. Ученые разных рангов часто считают современную науку пределом знания о мире. Демагогия паутина в самоорганизации общественного сознания, делающая его неадекватным истине.
Еще нет социологической теории, содержащей концепцию классовой борьбы двух антагонистических классов - класса честных людей и класса жуликов, погрязших в коррупции и интригах. Последний - следствие дефекта государственной правовой системы, допускающей проявление хищнических интересов, которые подавляются культурой человеческого общества лишь частично, но имманентно присущи людям. Общество, созданное пропагандой и противоречащее биологии человека, нежизнеспособно, писал Н. Амосов. Уровень цивилизации определяется уровнем естествознания и техники, характером взаимодействия общества с природой и мерой использования ее сил. Низкий уровень цивилизации не означает низкий уровень интеллекта всех людей этой цивилизации. Ликвидация пробелов познания основных законов и свойств природы, включая природу человека и общества, требует создания особого органа.
Таким органом должна быть выше названная Академия пределов знания. Эквивалент или дополнение ее - школа "Новый Акрополь". Этот орган - не житница, не место трудоустройства для авторов идей, ибо они не генерируются постоянно одним человеком - правовой (и нравственной) опорой его должны быть административные суды или им соответствующие органы, Игнорирование новшеств мешает увидеть путь выхода из экологического, политического, научно-технического и других кризисов, которые раздирают нашу цивилизацию.