На каждом занятии цикла «Древняя Греция» дети не только могут в занимательной форме познакомиться с культурой Древней Греции, но и проявить свои творческие способности через греческий танец, театральную постановку и прикладное искусство, создавая и расписывая своими руками рельефные репродукции из гипса с произведений древнегреческого искусства. Из лучших работ ребят можно оформить красочный исторический уголок – Музей культуры Древней Греции.
Такие занятия позволяют формировать как стремление детей к изучению истории, так и чувство прекрасного и навыки в художественном творчестве.
Задачи цикла - познакомить детей с особенностями культуры Древней Греции.
Остров Крит как перекресток древнего Средиземноморья, основные занятия жителей Крита (земледелие, ремесло, рыболовство, торговля, пиратство).
Крупнейшие города Крита – Кносс, Фест.
Кносский дворец Миноса как лабиринт:
Произведения:
Архитектурное сооружение как модель мира. Отражение социального аспекта в плане здания и духовной основы - в вертикальной конструкции
Стоечно-балочная конструкция как естественная конструкция
Понятие тектоники как художественного образа конструкции
Понятие ордера как системы пропорций. Диаметр колонны или высота капители как модуль ордера
Основные части ордера:
Понятия: фасад и план здания, конструкция и тектоника, ордер,, части ордера (стереобат, стилобат, база, ствол колонны, капитель, каннелюры, энтазис, архитрав, фриз, карниз, антаблемент, метопа, триглиф), портик, фронтон, ордер дорический, ордер ионический, ордер коринфский, модуль.
Произведения: фрагменты античных храмов
Фидий – главный создатель Афинского Акрополя
Панафинейские торжества, их ритуал (изготовление новой одежды для богини Афины, шествие с новым пеплосом на Акрополь, одевание богини, подношение даров
Типы древнегреческих храмов:
Понятия: акрополь, пропилеи, храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, толос, наос, (цела), пронаос, хризоэлефантинная скульптурная техника, кариатида)
Произведения:
Организация объема как основная функция скульптуры.
Лепка и резьба. Зависимость техники скульптуры от материала. Материал скульптора (камень, глина, дерево, слоновая кость). Способы работы с материалом (лепка, высекание, резьба).
Древнейшие (9-8 в. до н.э.) статуи из дерева и камня - ксоаны.
Архаические статуи в честь победителей Олимпийских игр. Куросы (пластика, сложение, «архаическая улыбка», проблема изображения обнаженного тела). Коры (проблема изображения задрапированного тела). Раскраска статуй. Обобщенность черт.
Поиски динамичности скульптуры (Мирон из Элевтер «Дискобол»). Создание обобщенного образа алета (Поликлет из Аргоса «Дорифор»). Классический скульптурный канон.
Идеальная красота и человечность в творчестве Фидия.
«Классический способ» работы с каменной глыбой.
Поиски соотношений масс многофигурной композиции (творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа)
Интерес к духовному миру человека, а также появление камерных изображений в скульптуре эпохи эллинизма.
Понятия:
Произведения:
Миф о богах (миф об Афине и Посейдоне)
Миф о героях (Аргонавты, миф о Геракле)
Понятия: хитон, гиматий, хламида и т.д.
Понятия: глина, этапы изготовления керамического изделия (добыча глины, выдерживание, замес и перебивание, формовка, роспись, обжиг, глазурование), гончарный круг, ангоб, глазурь, терракота, керамика, антропоморфные части сосуда (тулово, горло, шейка, венчик, ручки, нога), кратер, пифос, лекиф, античные стили вазописи (Камарес, ковровый, геометрический, чернофигурный, краснофигурный).
Произведения: по одному произведению каждого из стилей.
Понятия: амфитеатр, орхестра, пароды, скена, проскений, теларий, маска, котурны, театральная машина, хор и полухорие, актер, сатир, трагедия, комедия.
Произведения: театр в Эпидавре или театр в Афинах.