Екатерининская эпохаМЕЧТА ОБ ИДЕАЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ И ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ |
Когда мы говорим о возрождении культуры - мы говорим, с одной стороны, о новом витке развития культуры, с другой стороны, он опирается на ценные зерна, посеянные в прошлом. Если говорить о возрождении России, то нельзя не выделить эпоху, которая создала условия для того, чтобы на нашей земле появились не просто люди возрождения, а ученые – люди возрождения. Эта эпоха Екатерины Великой, когда возникла целая система образования. А как известно, без образования не может быть ученого.
Фундамент образовательной системы в России заложили реформы Петра Первого – при нем появились первые светские школы.
По указанию Петра с 1714 г. в России открываются цифирные училища. В начале века было создано четыре новых типа начальной школы: цифирные школы, «русские» адмиралтейские школы и гарнизонные школы, «русские школы» при горных заводах Урала. По указаниям Петра была открыта «школа математических и навигационных наук» (1701-1752), а на ее основе в 1715 г. – морская академия, другие военные школы, иноязычные школы.
Однако, образование входило в жизнь России с большими сложностями. Школьное образование было принудительным, обязательным для дворянства и духовенства. Добровольно в учение шли главным образом разночинцы (дети дьячков, подьячих, церковнослужителей, посадских, солдат и т.п.). Дети дворян набирались в школу самим Петром ежегодно во время смотров дворянских недорослей. Детей крепостных в школу не принимали, так как считалось, что крепостным грамотность не нужна.
Обучение шло на русском языке.
Дворянство и духовенство пыталось скрыться от школьной повинности, утаить своих детей при переписях и смотрах, приписывая их другим сословиям, записывая на службу, преждевременно женя, отдавая в монастырь. За такое укрывательство правительство налагало строгие кары. Согласно закону 1736 года у дворян, нарушителей порядка, имения и пожитки отбирались и отдавались доносчикам.