Веру и разум часто противопоставляют друг другу. Однако, например, Иоанн Павел II считал, что «вера и разум — это как бы два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины». Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к профессору-священнику, магистру богословия, ректору и основателю Свято-Филаретовского института Георгию Кочеткову.
А что думают ученые о соотношении веры и разума в нашей жизни? За разъяснениями мы обратились к Илье Теодоровичу Касавину — члену-корреспонденту РАН, доктору философских наук, специалисту по теории познания, основателю и главному редактору журнала Института философии РАН «Эпистемология & философия науки».
Мысль о том, чтобы обратиться за разъяснениями о сути веры и разума к тибетскому ламе, пришла неожиданно. Логика наша была простой: так как буддизм сами буддисты религией не считают, к тому же буддизм является довольно рациональным учением, значит, кому же, как не им, иметь ясное представление о вере и разуме и ясное понимание их функций. Столь же неожиданной оказалась реализация нашей идеи. Судьба дала нам шанс побеседовать с геше-лхарамбой Йонтен Дамчо, настоятелем крупнейшего тибетского философского монастырского университета Дрепунг Гоманг.
«Если бы я был Богом, то сделал бы себе кольцо, в которое вставил бы Капри», — писал Максим Горький о легендарном итальянском острове. Со времен Горького, да что там — императора Тиберия, который провел на Капри 11 последних лет жизни, основные ингредиенты каприйской красоты остались те же: голубые бездны, огромные чайки-буревестники, пронзительно кричащие над морем, и напоенный соснами воздух. Именно таким в 1876 году увидел Капри и 19-летний молодой студент-медик Аксель Мунте. В Италию он приехал по несчастью. Врачи нашли у него легочное кровотечение и решительно заявили: единственное спасение — поездка на юг, к морю. Мунте отправился на Капри. И увидев остров, обомлел.
Его называли божественным. Хвалили и почитали. К его мнению прислушивались папы. А он, скромный художник Рафаэль Санти, хотел в этой жизни лишь одного — верно служить своей кистью и доброй душой Прекрасному, Живописи, Богу.
Виктор Пылявский — автор трех больших фотовыставок на центральной площади Самары. Что тут особенного? А то, что эти выставки — подарок. Жителям города и его гостям. Они совершенно бесплатные и адресованы всем без исключения — от богатых и успешных до «отвергнутых». Улицы и площади тем и хороши, что снимают любые ограничения: здесь все равны. А еще фотографии Виктора особенные потому, что почти все они сняты с высоты птичьего полета, так как уже много лет он не просто занимается парапланеризмом, а почти живет в небе. А тот, кто однажды увидел мир сверху, вряд ли остался прежним.
- Борис, традиционный для начала знакомства вопрос: как вы связали свою жизнь с кинематографом?
- В кино я попал случайно. Все школьные годы я собирался быть биологом, даже поступил на биофак пединститута и отучился там полгода. А параллельно стал ходить в Музей кино, который организовал Наум Ихильевич Клейман, и вдруг понял, что меня интересуют два дела: кино и биология. Но потом кино взяло верх, а биология осталась далеко позади. Врать себе я совершенно не хотел, поэтому сразу ушел из института.
Молодой человек в последний раз оглянулся на свой дом и, повесив на плечо дорожную сумку, зашагал прочь. Вот и все, прости-прощай, разлюбезный Швабский край! Сколько дорог придется пройти вдали от тебя, сколько книг перечесть, сколько слез пролить! Правда, юноша, безмятежно идущий навстречу встающему солнцу, еще не знает об этом. Как не знает и того, что скоро его жизнь перевернется с ног на голову: он будет измучен занятиями и гоним церковью, не единожды влюбится и крепко подружится с такими же школярами, как он сам. И еще он станет слагать стихи — может быть, самые прекрасные стихи на свете… А пока — прощай, Швабия!
Зачем ты пришел в этот мир? Почему родился именно в это время и в этом месте? Что останется после тебя? Нет в мире книг, в которых давались бы исчерпывающие ответы на эти вопросы. Но есть книги, которые заставляют тебя думать об этом. «Муки и радости» — из таких. Это книга о судьбе одного из величайших гениев мирового искусства — Микеланджело Буонарроти. Перед нами проходит его путь с 12 лет до смерти.
Читать статьи журнала >>
Подписаться на журнал >>
Где купить журнал? >>