20 мая 2007 года в Москве в Культурном центре «Новый Акрополь» в цикле вечеров «Философия музыки» состоялась встреча, посвященная Рихарду Вагнеру.
Что такое настоящее Искусство? Каким оно должно быть? Вагнера коробила одна лишь мысль о том, что искусство — Божественное искусство — может быть лишь развлечением, а опера — прекрасным оформлением светской беседы. Музыка, которая спускается с Небес, может быть лишь декором, а актер, музыкант, певец — лишь слугой прихоти общества…
Он пытался понять, в чем, где искать целительную силу Искусства, призванного возносить наши души к самым высоким чувствам, обращать наши глаза души к самым прекрасным добродетелям, и сопереживая, обретать опыт, вновь и вновь испытывать катарсис? В поисках ответа, он обращается в прошлое… Древнегреческая драма и шекспировская трагедия стали для него образцами подлинности человеческих чувств и силы проживания. Древнегреческий театр стал его мечтой — акт богослужения на сцене, где музыка, голос, пластика, поэзия все служат одному – молитве. Здесь не может быть ремесла, здесь не может быть торговли, не может быт Индустрии, здесь могут быть лишь сердце и душа...
Вагнер умел служить Искусству. Свято веря в его силу и его Предназначение — пробуждать в людях лучшее, отрывать их ум, чувства от обыденности и направлять их к идеалам чести, благородства, справедливости и доброты.
У каждого большого мастера есть своя загадка, тайна творчества. Как рождается музыка? Какие мысли, чувства ее вызывают? Или она приходит неожиданно, сама по себе? Музыка живет в нем, ожидая момента своего рождения, и иногда две оперы одновременно. В письме Вагнера Матильде Везендонк, написанном во время работы «Тристаном», Вагнер пишет: «Представьте себе, что, когда я в эти дни работал над веселой пастушеской мелодией, звучащей в ту минуту, когда подплывает корабль Изольды, мне в голову вдруг пришел другой мелодический оборот, гораздо более радостный, можно даже сказать — героически-торжествующий, и при этом вполне в народном духе. Я собрался перечеркнуть все написанное, но тут заметил, что мелодия эта вовсе не подходит для пастуха Тристана, а подходит для самого настоящего живого Зигфрида. Я немедленно заглянул в книгу, чтобы посмотреть, каковы заключительные слова Зигфрида, обращенные к Брунгильде, и убедился в том, что моя мелодия точно соответствует его словам. Они прозвучат невообразимо смело, торжествующе. Вот так я нежданно-негаданно очутился в „Зигфриде“. Как после этого не поверить, что я доживу, выдержу до его окончания?»
Современники называли Вагнера композитором-поэтом, он всегда сам писал либретто к своим операм. И это не случайно: именно сюжет, обычно героический, легендарный, вдохновлял его на музыку. Одаренность Вагнера-драматурга необычайна, это великий природный дар. Даже самые великие оперные композиторы: Глюк, Моцарт, Вебер, Россини, Верди — совершали неизбежные ошибки в выборе сюжетов и в драматической обработке. С Вагнером ничего подобного никогда не случалось; у него был дар переводить в живую, наглядную драматическую форму любой сюжет, за который он принимался. Однажды он рассказывал: «… прежде чем писать стихи, я уже погружен в музыкальное настроение своего создания, все звучания, все характерные мотивы уже у меня в голове, так что, когда затем я пишу стихи и располагаю в должном порядке сцены, опера в собственном смысле слова уже завершена, и мне остается только спокойно и сосредоточенно заняться детальной музыкальной проработкой целого, момент же настоящего творчества к этому времени уже остался позади». Как всякий человек такого масштаба, Вагнер, безусловно, личность противоречивая, порой парадоксальная. Он написал самую длинную в мире сольную арию (14 минут 46 секунд!), самую длинную в мире классическую оперу (она длится 5 часов и 15 минут). Вагнер уникален. Однако не все в нем понимаешь и принимаешь. Каждый оценивает его так, как может.
Жизнь композитора спокойной не назовешь: бегство из Риги, опасные приключения на море, нищенское существование в Париже, унижения, долговая тюрьма. Все же судьба ему улыбнулась, послав встречу с королем Баварии Людвигом.Но постановки опер Вагнера истощали небогатый бюджет Баварии. Враждующие партии: клерикалы и консерваторы, бесчисленные личные враги композитора, профессора консерватории и оперные артисты, обойденные Вагнером, — все объединились в священной борьбе. В конце концов король Людвиг сдался и, чтобы доказать, «что доверие и любовь его возлюбленного народа стоят в его глазах на первом месте», приказал Вагнеру покинуть Баварию, по крайней мере, на время.
— Прощайте, ваше величество, — сказал композитор, покидая нелюбезное государство. — Я знаю, по мне будет тосковать вся страна — у Баварии больше не будет Вагнера, который во всем виноват!
На музыкальных вечерах в цикле «Философия музыки» звучит живая музыка. Это могут быть фортепианные вещи или вокальные. Возможно, мы увидим театральные сцены, интересный визуальный материал. В любом случае это увлекательно, такие встречи будят чувство и мысль.
«Где же мы можем почерпнуть силу в наше время глубокой дряблости? Где взять человеческую мощь, чтобы противостоять парализующему давления цивилизации, совершенно отрицающей человека, чтоб устоять под высокомерием культуры, которая употребляет человеческий ум лишь наподобие двигательной механической силы? Где найти свет, способный рассеять ужасное доминирующее суеверие, в свете которого эта цивилизация, эта культура имеет больше значения, чем настоящий живой человек…
…Природа и только природа в состоянии указать на великое назначение мира. … Человек, человеческая природа, будет диктовать двум сестрам — культуре и цивилизации: «Пока я нахожусь в вас, вы будете жить и процветать, а коль скоро меня в вас не будет, вы погибните и завянете»».
Рихард Вагнер
«Вы, мои страдающие братья всех слоев человечества, чувствующие в себе глухую злобу, — если вы стремитесь освободиться от рабства денег, чтоб стать свободными людьми, поймите хорошо нашу задачу и помогите нам поднять искусство на достойную высоту, чтобы мы могли вам показать, как поднять ремесло на высоту искусства, как вознести раба индустрии на степень прекрасного сознательного человека, который с улыбкой посвященного в тайны природы может сказать самой природе, солнцу, звездам, смерти и вечности: вы тоже мне принадлежите, и я ваш повелитель!»
Рихард Вагнер
«Музыкальная драма Вагнера есть творение гиганта, подобного которому история искусства знавала, может быть, только в Микеланджело. Никто из наших современников не может похвалиться такой оригинальностью, таким единством стиля, такой блестящей инструментовкой, таким мастерским умением выразить именно то, что он хочет».
Э. Григ
«Мы Вагнера часто ругаем, а Вагнер силен и силен тем, что щупает искусство и теребит его».
М.П. Мусоргский
«Никто не может отрицать великости выполненной им (Вагнером) задачи и силы духа, подвигнувшей его довести свой труд до конца и привести в исполнение один из громаднейших художественных планов, когда-либо зарождавшихся в голове человека».
П.И. Чайковский
«Философия Вагнера не есть какая-нибудь система понятий, но прежде всего и после всего существенный мистический символизм».
А. Лосев