Дом Тенишевых на Английской набережной в Санкт-Петербурге |
Зимы Тенишевы проводили в Санкт-Петербурге, а когда Вячеслав Николаевич вышел из правления брянскими заводами, устроились здесь основательно.
В музыкальном салоне Тенишевых бывали Чайковский, Скрябин, Арсеньев и многие другие известные композиторы и исполнители.
М. К. Тенишева позирует Серову в гостиной своего дома в Санкт-Петербурге |
Мария Клавдиевна создает себе мастерскую для серьезных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И. Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую. Преподавать берется сам Репин. Студия была бесплатной, обставлена учебными гипсами и мольбертами. От желающих не было отбою, мастерская набивалась до отказа, «работали по пяти часов в день, не обращая внимания на тесноту и духоту». В тенишевской студии начинали свой путь многие прославившиеся впоследствии художники: М. В. Добужинский, З. Е. Серебрякова, И. Я. Билибин и многие другие.
Обложка журнала «Мир искусства» |
Тенишева принимает активное участие в художественной жизни Санкт-Петербурга, становится одной из основательниц журнала «Мир искусства», сыгравшего большую роль в обновлении русского искусства и финансирует его.
Торжественная передача М. К. Тенишевой своей коллекции русской акварели Музею имени Александра III (ныне Русский музей). 1897 г. |
Приобретая работы непризнанного Врубеля, малоизвестных тогда Бенуа, Сомова, Бакста, Якунчиковой-Вебер, Поленовой, Малютина, Рериха, Тенишева помогает встать на ноги молодым талантливым художникам и занимает однозначную позицию против консервативного официального искусства.
В 1897 году она устраивает выставку своей коллекции, где соседствуют работы известных мастеров и молодых начинающих художников. Выставка сразу привлекла большое внимание, вызвала споры, острую критику и бурное одобрение. Тенишева стояла у истоков еще многих начинаний, каждое из которых вносило дух обновления и творческого поиска в отечественном изобразительном искусстве конца XIX века.
Зал акварелей в музее Александра III |