Натюрморт — странный жанр, можно сказать маргинальный. Для художника — учебный…
Натюрморт может быть лишь открыткой или украшением стены, может быть рекламой или иллюстрацией,
может — историей из жизни, может — чистой игрой воображения. Мир, в котором ты сам из обычных вещей
создаёшь своё художественное пространство. И эти вещи начинают что-то обозначать и что-то
символизировать, становятся знаком чего-то. На уровне образов. На уровне понятий. На эмоциональном уровне.
Иногда почти на уровне физиологии. А вы говорите: учебный жанр!
Тем не менее, некоторые люди берут фотоаппарат или кисть и без всякого принуждения со стороны
пытаются создать натюрморт. Не для оценки или зачёта, не для продажи, а просто, потому что хочется.
Что-то получается в этом жанре, плохо выразимое словами, но очень притягательное. Есть какой-то гипноз в том,
что один художник определил как «молчание вещей».
Как правило, не имеет смысла ставить натюрморт, если заранее нет никаких идей. Положу, дескать, чего-нибудь на столе,
авось и получится. Проверено, не получится. Но, с другой стороны, хорошую постановку почти невозможно придумать заранее.
Можно подобрать вещи и наметить общий план. А натюрморт появится сам. Если захочет.
Но всё же, наступает момент истины: и вещи вдруг занимают свои места, и ты видишь, что это — хорошо весьма.
Вот ради этого озарения и стоит ставить и снимать натюрморт. Который, на самом деле,
никакой не naturemorte — «мёртвая натура», а очень даже stilleven — «тихая жизнь».
Работы И.Д. Жижилкина можно увидеть на fotki.yandex.ru/users/arctium/ или на www.photodom.com/member/arctium