Арслан Фаризович Садриев,
Руководитель отдела образования и взаимодействия с местными религиозными организациями мусульман ДУХМЕР.
Добрый вечер. Мир вам, милость Всевышнего и его благословение. Мне очень приятно сегодня встретиться здесь с вами. Тема очень важная - вечные ценности. Я тоже по своему опыту, к сожалению, знаю, что когда проявляется нетерпение, непонимание, сложно говорить о вечных ценностях. Это, скорее всего, надо закладывать с детства, со школы, может быть, даже с детского сада. И необходимо рассматривать, наверное, сами основы тех противоречий, которые возникают в нашем обществе.
Слушая выступления наших уважаемых коллег, я могу сказать, что некоторым образом мои слова, может быть, станут итоговыми и может быть, ответят на некоторые общие вопросы, которые были поставлены сегодня здесь. Дело в том, что основой человеческого бытия, так или иначе, являлась религия на протяжении всех веков его существования, с самого начала. Религия есть процесс развития человека, его духовной жизни. Религиозный дух является основой и самой влиятельной силой в жизни любого человека, будь он верующим или неверующим, в любом случае он верит. Или он верит в то, что Бог есть, либо верит в то, что Бога нет, - все равно он верит.
Религия, исповедуемая каким-нибудь человеком, есть отражение самой природы этого человека, его сущности. Все его мысли, желания, все его стремления, даже политика целого государства – все это является, в сущности, отражением тех или иных верований людей. Религия, которой придерживаются те или иные народы, - то, как они воспринимают священные писания (а в каждой религии есть свои священные писания), - все это является отражением сложившейся исторической эпохи. Исторические эпохи служат мерилом достоинства этого народа и его положения в мире. Любая религия совершенно точно показывает уровень мышления человека, который ее исповедует, цели его жизнедеятельности, которые ясно проявляются в возносимых им молитвах. А приносимые им жертвы раскрывают суть его внутреннего духовного мира. Поэтому в силу вышесказанного степень религиозности человека и уровень его цивилизованности полностью соответствуют друг другу. От того, что мы построили самолеты и от того, что мы построили ракеты, - это еще не значит, что мы добились верха цивилизованности. Цивилизованным может быть человек, который проживает в деревне, в совсем простых условиях.
Таким образом, если мы собираемся вести речь об основах цивилизованности, об основах культуры, о вечных ценностях, нам необходимо рассмотреть вопрос о развитии религий мира и религиозной философской мысли. Если человек заявляет, что только его религия наиболее совершенна и превосходит все иные существующие на Земле и существовавшие ранее, - в таком случае ему, как минимум, необходимо познакомиться с другими учениями, существующими сейчас на Земле или древними, существовавшими ранее. Ведь человеку, обладающему разумом, выносить суждения относительно неведомых ему вещей, по меньшей мере, предосудительно.
Очень известный факт в нашей советской истории, когда люди собирали собрание и говорили: "Я Пастернака не читал, но с ним не согласен".
Поэтому, занимаясь постижением этих знаний, человечество может извлечь, по крайней мере, три полезных аспекта.
Первое. Прежде всего, людям станет совершенно ясно, что все (без исключения), все религии несут в себе свет небесного откровения.
Второе. Вера человека в истинность постулатов добра и справедливости, братства и толерантности перестанут быть бездоказательными и голословными.
И третье. Люди будут спасены от такого бедствия, которое сейчас охватило, в принципе, весь наш мир – бедствия беспокойства, растерянности и неуверенности в завтрашнем дне.
Изучая вопрос о возникновении, развитии и распространении религий, недопустимо рассматривать их как нечто возникшее на почве человеческого невежества и неразумности. Наоборот, необходимо понимать, что и религия, и человек, и общество – все это естественные явления, которые развиваются в традиционном аспекте непрерывным, последовательным путем. Они именно развиваются. Таким образом, изучая религии мира, необходимо это делать объективным, искренним и свободным от предвзятости научным языком.
Религия, как и общество, зародилась в самой простой форме. Религия Адама, первого человека, праотца всех людей на Земле, была - поклонение своему Творцу. И своих сыновей, Каина и Авеля, он учил тому же.
Религия, как и общество, зародилась в самой простой форме, а далее находилась в постоянном непрерывном движении, прогрессируя и иногда, конечно же, регрессируя, как и человеческое общество. Религия тоже подвержена этому. И если принять такой подход за основу, то, несомненно, будет проявляться уважение ко всем религиям и соответственно уважение к их представителям.
То есть, если мы будем рассматривать, что все религии естественны.
Недопустимо обвинять какой-либо народ за форму его поклонения, порицать его безбожие за его убеждения и делать вывод о том, что он следует ложным путем. Если рассмотреть все религии на Земле как звенья эволюции одной религии - религии поклонения Творцу, тогда сама собой отпадет необходимость обвинения другой религиозной концепции в безбожии и культивировании ненависти к людям, исповедующим ее. Пока, к сожалению, основой ненависти людей друг к другу как раз является то различие между людьми, которое они культивируют в своем сознании. Необходимо всем участникам диалога отказаться от использования таких приемов, как провозглашение одной религии или даже ее части, истинной, а всех остальных, в том числе и близких к ним по духу, - ложными (что мы видим, когда противопоставляют себя не только другим религиям, но даже противопоставляют внутри себя друг другу).
Безусловно, сейчас большинство людей на Земле отвергнет данные постулаты, продолжая следовать своим течениям, философским школам, обвиняя всех остальных в безбожии, в заблуждении, не впуская тем самым никого, кроме приверженцев их мнения, в спасительный круг Божьей милости, разжигая тем самым в людях ненависть, вражду, толкая человечество в пропасть войн и насилия. Но вера во всеобщий характер спасения человечества является единственной возможностью мирного существования человечества на нашей планете. Только если каждый из нас признает, что у другого человека тоже есть такой же шанс, как у него, на милость Всевышнего, на спасение, на рай, в конце концов, - то это и будет основой мирного существования.
Тем не менее, ученые тех или иных религиозных направлений не устают комментировать уже существующие толкования религиозных писаний, занимаясь поиском доказательств правоты именно своего направления, своей религиозной школы, забывая порой о самой сущности священного писания, его посыле и о том, что, каким бы ни был тот или иной авторитетный богослов, святой, он всего лишь человек, применявший и осмысливавший священное писание согласно своей эпохе, тому уровню отношений, которые существовали в обществе на данном цивилизационном витке развития человечества. Необходимо помнить, что какова культура народа, такова и его религия, а верней, понимание своей религии.
Религия, как мы уже сказали выше, одна.
Поэтому неверно с современных позиций говорить о низком культурном уровне тех людей, тех народов, чья культура и религия была примитивной, с нашей точки зрения. Равно как и использовать выводы ученых прошлых столетий как истину в последней инстанции. Необходимо рассматривать все в приложении к современной действительности. Религиозность, как уже ранее говорилось другими нашими выступающими, или может быть нравственность, является врожденным качеством человека, о чем говорится во всех священных писаниях. Заявляя это, Всевышний охватил своей милостью всех людей без исключения, дав им надежду на спасение вне зависимости от того, как проявилась его врожденная религиозность, и какой путь для него Всевышний определил правильным, определил для него лично или для его народа, его страны.
Таким образом, если мы будем рассматривать милость Всевышнего, как всеобъемлющую, всеохватывающую, а религии как звенья одной цепи в религиозном развитии человечества, и перестанем обвинять друг друга в безбожии, в безнравственности, в том, что только я попаду в рай (а ты – извини, подвинься) - может быть, у людей есть шанс жить в мире. Спасибо.
Вопрос (Елена Сикирич, Президент Культурной Ассоциации «Новый Акрополь»): Еще раз, огромное спасибо.
После выступления наших двух предыдущих друзей, уже можно сказать, ближе к концу нашей сегодняшней встречи, лишний раз начинаешь сожалеть, сколько стереотипов часто влияют на человеческое мышление и особенно на человеческое сердце и не дают возможность понять вот эту другую сторону многих конфессий, многих религий. Низкий вам поклон и особая благодарность. И в связи с этим мой вопрос. Меня, как человека, который, как говорил наш коллега Александр Михайлович, который идет к Богу другим путем, очень растрогали ваши изначальные слова: мир и благословение Всевышнего со всеми Вами. И хотя я иду к Всевышнему другим путем, мне было очень тепло, очень надежно, очень красиво после этих слов. И ислам увиделся по-другому. И поэтому мой вопрос. Поделитесь с нами, пожалуйста: мир и благословение Всевышнего в вашей жизни.
Я, прошу прощения, настолько трогают люди, которые говорят о своих религиозных убеждениях, поэтому я никак не могу сдержаться, и все время очень хочется учиться у вашего опыта, вот именно конкретно в вашей жизни, в вашей душе как это было?
«Мир вам, милость и благословение Всевышнего», на арабском языке: "Салам алейкум ...". Слово "мир" на арабском языке - "салам", на еврейском - "шалом" (эти языки являются родственными, от семитского корня). Изучая арабский язык, я вам могу сказать, что слово "мир" - "салам", "шалом" - очень многогранное, у него очень много значений. Одно из них – "здравомыслие", "здравость рассудка" и "внутреннее подчинение постулатам Всевышнего". То есть проистекающее из этого здравомыслия. Поэтому в моей личной жизни, в первую очередь, мир, милость и благословение Всевышнего - это возможность именно с элементом здравомыслия относиться к жизни на Земле, с элементом внутреннего подчинения постулатам Всевышнего идти по этой жизни. И, конечно же, основным постулатом в жизни мусульманина является тот, который висел у нас всех в школе над доской за подписью Ленина: "Учиться, учиться и учиться".