Святость человеческой жизни и уважение к различиям

как фундаментальные ценности иудаизма

Круглый стол: «Вечные ценности как путь к согласию и взаимопониманию»

Александр Михайлович Лакшин,
Президент Лиги МАГЕН, раввин, профессор.

Круглый стол «Вечные ценности как путь к согласию и взаимопониманию», Александр Михайлович ЛакшинДобрый вечер! Прежде всего, хотелось бы выразить искреннее восхищение той публикой, которая у нас сегодня собралась. Потому что после перерыва зал так же полон, как вначале. А это говорит о том, что людям действительно интересно. И действительно здесь, и на сцене, и в зале, собрались совершенно замечательные люди. К сожалению, открывавший нашу встречу Шамиль Гимбатович Алиев ушел. Я хочу с ним поспорить. Он сказал, что в зале мало людей. Я считаю, что в зале много людей, много замечательных людей, которые из всего многообразия своих важных дел, из всего что может предложить вечером Москва в качестве деловых занятий и в качестве развлечений, в конце концов, общение со своими близкими, родными, любимыми. Всем этому вы предпочли быть здесь и участвовать в нашей встрече и послушать, что же могут представители разных религий, науки, искусства сказать такого нового о вечных ценностях. И вот за это огромное спасибо.

Это далеко не первая межрелигиозная встреча, в которой мне приходится участвовать. На таких встречах, как правило, очень легко достигается согласие по ключевым вопросам. Действительно, те вечные ценности, о которых мы с вами здесь говорим, представлены в той или иной форме в разных религиозных системах. Но, наверное, очевиден и тот факт, что в этом зале нет людей, которые есть в Москве, в мире, людей, для которых сам факт, что другой человек выглядит иначе, имеет другой цвет кожи, принадлежит к другой национальности или религии является практически сигналом к атаке. И ситуация парадоксальным образом напоминает, многие помнят, как лет 20 назад читались лекции о вреде алкоголизма. Очень хорошие лекции, но проблема в том, насколько мне известно, ни один алкоголик их не посещал.

На этом уровне, здесь, мы легко приходим к согласию. И это замечательно. Но, наверное, в наше время задача заключается в том, чтобы вечные ценности сделать еще и универсальными. То есть такими, которые являются, цитируя И. Канта, «категорическим императивом». То есть чем-то таким, с чем человек вырастает. Потому что в тот момент, когда лицо кавказской, еврейской национальности, мусульманской веры и т.д. становится объектом нападения (а я это говорю из личного опыта), очень поздно говорить о вечных ценностях и неуместно. Наверно, нужно и важно найти какую-то форму воспитания детей, которых мы все с вами любим, чтобы они вырастали с пониманием того, что то что другой человек не совсем такой как ты – это замечательно. Что это двигает вперед и делает наш мир таким прекрасным. Это проявление воли Всевышнего, о чем я более подробно буду сегодня говорить.

Здесь прозвучали выступления представителей некоторых мировых религий. Иудаизм, как известно, религия национальная, религия еврейского народа. Народа, большая часть истории которого прошла в диаспоре, то есть среди других народов. Поэтому построение нормальных отношений, межнациональных, межрелигиозных с нашей точки зрения это в прямом смысле слова жизненно важное дело. История человечества дает нам так много позитивных примеров, когда это удавалось, когда в стране царили гармония и мир. И, как правило, в тех странах и в тот исторический период, когда это было, это совпадало и с экономическим, и с научным, и с культурным процветанием. К сожалению, есть обратные примеры, принимавшие самые жестокие формы.

Здесь уже упоминалась фраза из Торы (и соответственно, принадлежит как минимум трем религиям: иудаизму, христианству и исламу), что человек сотворен по образу и подобию бога. Когда мы говорим «по образу и подобию», то понятно, что речь не идет о физическом подобии. Значит, нужно искать какие-то другие критерии, по которым человек (при всех его недостатках, при всех его сложностях и проблемах) подобен всемогущему Богу. И таких критериев можно найти много. Но основных – два: интеллект и свобода воли. Свобода воли понимается как возможность выбирать между добром и злом. Из всех живых существ только человек наделен этим качеством. Если по поводу интеллекта ученые еще могут поспорить, вспомнив о дельфинах. А вот в плане свободой воли обладает только человек. Человек является уникальным в этом плане. Действительно: по образу и подобию.

И эти два качества – ответственность за прогресс человечества, за те уникальные достижения науки и культуры, человеческой мысли, которой мы все пользуемся – они же ответственны за все величайшие трагедии человеческой истории, когда выбор делается не в пользу добра. Чтобы делать выбор в пользу добра, надо, действительно, прийти к согласию по поводу вечных и универсальных ценностей.

С точки зрения иудаизма такой ценностью является человеческая жизнь. Многие знают (мы находимся в главной библиотеке страны), что иудаизм предполагает систему заповедей, запретов, предписаний. Так вот сказано, что ради спасения человеческой жизни все, кроме трех заповедей можно нарушить. Эти три запрета:

  • запрет пролития невинной крови,
  • запрет прелюбодеяния (как кровосмешения и некоторые из запрещенных связей)
  • запрет идолопоклонства.

    Все остальное, если есть возможность спасти человеческую жизнь, отходит на второй план. При этом человеческая жизнь является ценностью сама по себе вне зависимости от пола, возраста, социального положения и т.д. Талмуд говорит: «Спасающий одну душу, спас целый мир. Убивающий одну душу, разрушает целый мир». Признается, что каждый человек – это целый мир.

    В другом месте, в трактате, где говорится о человеке нравственном, человеке этическом, употребляется такая категория как «любящий людей». В иврите, на котором этот трактат написан, есть много терминов для обозначения человека. Из всего многообразия выбран термин, который буквально обозначает «любящий творения». То есть достаточным основанием любить другого человека является то, что он есть творение Бога. Никаких других оснований здесь не требуется. Человек этический, нравственный – среди прочих качеств, является еще «любящим творения», при том разнообразии, в котором мы все пребываем. Разнообразие – это воля Всевышнего. Это проявление его воли. Позвольте напомнить истину, которая, на мой взгляд, настолько универсальна, что о ней часто забывают (потому что к универсальным истинам привыкаешь и не замечаешь): если бы Всемогущий бог хотел бы, чтобы все люди служили ему одинаково, то в его власти было бы нас таковыми создать. То есть то, что существует большое число путей служения Всевышнему – это проявление Его Воли. И соответственно, задача учиться это проявление воли Всевышнего уважать.

    Из зала был задан вопрос по поводу создания некой универсальной религии. Выскажу, с вашего позволения, своем мнение на эту тему. Это не в человеческих возможностях. Все пути создания некой универсальной мировой религии на том или ином этапе превратились в насаждение ее далеко не самыми безобидными средствами.

    То что мы все разные – это хорошо. И это проявление воли Всевышнего. Вопрос в том, на сколько мы готовы признать за другим человеком, следующим иным путем, отличным от твоего собственного, право на совершенство, право на праведность, право на близость к богу.

    Иудаизм, как я говорил, религия национальная. И если после нашей встречи кто-то (мама которого не еврейка) подойдет ко мне и скажет, что хочет обратиться в иудаизм, то я по закону обязан буду отговаривать от этого опрометчивого шага. В независимости от моей личной симпатии или антипатии. Почему? Потому что дав нам разнообразие путей Всевышний дал нам и разные способы достижения, следуя этими путями. С точки зрения иудаизма (еще раз подчеркиваю, национальной религии), существуют семь универсальных заповедей, следуя которым человек, не принадлежащий к иудаизму, может достичь праведности. Это называется «Семь законов сыновей Ноевых». В нашей истории (так же в христианской и в исламской истории) все человечество является потомками Ноя. Эти семь законов включают шесть запретов и одно предписание. Запреты богохульства, идолопоклонства, убийства, воровства, прелюбодеяния (конкретные формы я называл) и запрет жестокого обращения с животными. Предписание одно – установить систему справедливого суда. Человек, следующий этим семи заповедям, вне зависимости от того, к какой религии принадлежит и каким путем следует (по рождению, воспитанию и т.д.), является праведным.

    Все сказанное выше не означает, что человеческую жизнь нельзя отнять ни при каких обстоятельствах. Иудаизм не знает непротивления злу насилием. Иудаизм знает право на самооборону и признает его. В те времена, когда существовал синедрион, имел право выносить смертный приговор. При этом синедрион выносивший один смертный приговори в семь лет (а по другим сведениям – раз в 70 лет) считался кровавым. То есть делалось все, чтобы свести это право к минимуму.

    Подчеркну основную идею: мы все должны научиться ценить то разнообразие, которое мы все представляем по воле Всевышнего. Если мы научимся на практике, речь не идет пока о каких-то проявления любви, а о проявлениях уважения, терпимости, уважения и признания того, что мы все разные. И это так же естественно, как например, отличаются мужчины и женщины. Так же по воле создателя люди обладают разным музыкальным слухом, разными способностями к искусствам и наукам. Мне не приходилось слышать о том, что кто-то стал объектом ненависти и нападения за то, что кто-то фальшиво пел. Хотя я допускаю, что у соседа этого человека, если у соседа абсолютный слух, такое желание может быть и закрадывалось. Точно так же как в этом случае, мы вполне способны признать, что люди разные.

    Давайте попробуем, не только уровне высокоинтеллектуальных встреч, но и на уровне обыденного общения (в том числе и с людьми, которые не знают, где находится эта библиотека) попытаемся (я правда не знаю как, нас круглый стол и никто не ожидает ответов на все вопросы), постараемся донести эту идею так, чтобы она стала универсальной. Тогда уважение к святости человеческой жизни, уважение их различий, признание того, что наш мир дает каждому человеку возможность достижения совершенства, познания бога, достижения праведности. Это все сделает мир местом, в котором приятно жить. И тогда, наверное, очень быстро наступят времена, о которых пророк Исая сказал, что «будет полна земля знанием бога, как море полно водой».

    Спасибо!

    Вопрос. Вы говорили очень важные вещи. У меня сложилось такое впечатление, что такое доктринальное изложение иудаизма не было наполнено каким-то эмоционально, личностно-окрашенными переживаниями того, что мы называем трансцендентным миром. Есть ли какое-то течение внутри иудаизма, которое представляет собой мистическое течение? Путь не просто к праведности, а к святости? В буддизме – это просветленные, в христианстве – святые. Что эквивалентное этому есть в иудаизме? Вот святость и мистика?

    В иудаизме эти два понятия как ни странно разделены. Есть понятие святости. Напомню, что когда Всевышний через Моисея предлагает Тору еврейскому, там есть следующая формулировка: «будете у меня царством священников и народом святым». Наивно считать, что все евреи святы. О чем здесь речь? Речь о том, что статуса святости может достичь любой человек, соблюдающий 613 заповедей Торы. Для нееврея достаточно соблюдать, как я уже говорил, 7 заповедей сыновей Ноя. Святость с нашей точки зрения достаточно легко достижима (конечно, не так легко, но достижима).

    Что касается мистики, которая сейчас очень популярна. Сейчас широко рекламируются каббалистические курсы и т.д. Да, мистическая часть иудаизма существует, всегда существовала, передавалась из поколения в поколение. Она была делом узкой группы людей, соответствующих знаний и моральных качеств. Т.е. право на получение этих знаний надо было заслужить. То, что происходит сейчас, когда есть спрос на мистику, пишутся и продаются на каждом углу каббалистические книги и пр., кто угодно объявляет себя последователями Каббалы. Говорится, что для этого даже не надо знать еврейский алфавит, в то время как там на самом деле многие вещи построены на толковании формы букв. Ну чего сделаешь ради коммерческого успеха предприятия! Вот к этому мистицизму иудаизм имеет слабое отношение.

    Мистическая часть существует. Просветленность существует. Существуют состояния просветленности. Но это все не является абсолютно обязательным. Если человек двигается в этом направлении, то он может достичь этого, а может и не достичь. Это не отменяет такой простой вещи, что нужно уважать близких, что нужно вовремя платить зарплату нанятому работнику (это тоже заповедь), что не нужно будить спящих, если нет прямого указания (нельзя украсть у человека его сон) и пр. Эти простые вещи, которые могут казаться мелкими – это путь к святости. А мистицизм. Знаете, слава богу, что так называемая практическая Каббала выстроена настолько надежно, что человек, который может использовать ее во зло, просто не в состоянии ее постичь.

    Те книги, которые сейчас продаются в киосках, можно читать для развлечения. Между ними и настоящим учением иудаизма пропасть больше, чем трудами Академии Наук, например, и занимательной физикой.

    Вопрос (Елена Сикирич, Президент Культурной Ассоциации «Новый Акрополь»): Огромнейшее спасибо. Знаете, даже жалко, что если вдруг мое сердце захотело прийти к Вам, Вы вынуждены бы были меня отговаривать. Это меня очень зацепило и затронуло по одной простой причине. Я понимаю (и не только я) мистику как не только загадочные знания, доступные только для избранных. Я понимаю мистику как определенные внутренние проживания (иногда независимые от экзотических познаний, а иногда эти познания пробуждают). И отсюда мой вопрос: самое действующая мистика, которую я знаю – это когда ты видишь ПРИМЕР человека, живущего этим. И хочется идти не только за теорией, а за самим человеком, когда ты видишь, что он живет этим. И соответственно, спасибо Вам за такой пример.
    Мой вопрос: что из Ваших учений, из тех учений, которыми Вы живете повернуло Вас, озарило, дало смысл жизни? Расскажите, пожалуйста, маленький пример для нас, - тех, которые идут другими путями.

    Вы знаете, это очень трудный вопрос. Я вырос в еврейской семье, но в советские времена, когда традиции соблюдались слабо. К религии я пришел в достаточно зрелом возрасте. И выбрать какой-то один фактор не могу. Чтобы ни у кого не было подозрений – я не каббалист, не мистик и даже не святой. Я человек, который старается соблюдать заповеди, иногда удачно, иногда менее удачно. И это нормально. Сейчас как раз мы находимся в таком месте еврейского календаря, когда между праздниками, человек должен просмотреть, проанализировать свою жизнь, понять, что было неправильно, принять какие-то решения, чтобы исправить. Это время внутреннего анализа и действий по исправлению. Поэтому я одну конкретную вещь, тем более кратко, не могу рассказать. Но если говорить в целом, для меня очень важно (это для меня стало важно уже тогда, когда у меня еще не было детей, когда я не был женат), чтобы та многовековая традиция, носителем которой я как еврей являюсь, - чтобы она не исчезла, чтобы она была передана дальше. И я думаю, что у каждого народа, каждого человека есть такие традиции более-менее древние. Если мы захотим передать лучшее, то что осталось нам от предков, нашим детям и дальше, то наверное мир станет лучше.

    Спасибо.



  • Реклама
    __________
    ___


    Наш телефон:
    8 495 973-11-63

    Написать письмо



    Яндекс.Метрика
     

    © 1986–2024
    «Новый Акрополь»


    Политика конфиденциальности