Татьяна Петровна Григорьева,
Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института Востоковедения АН, заслуженный деятель науки, профессор.
Вечные ценности восстановят тогда, когда восстановят ощущение вечности. Трагедия нашего мира и нашего времени в том, что исчезла ощущение вечности, вечной неизменной духовной основы, завета Богом, Логосом, Нусом, Верховной Душой или Духом Святым. Исчезло это ощущение и люди оказались в каком-то безвоздушном пространстве, утратили точку опоры и как неприкаянные сущности мечутся и не поймут, что с ними происходит. Те, кто видит сущность вещей, их голоса «Новый Акрополь» пытается соединить, чтобы мы все вместе подумали: что же делать, чтобы выйти из этого тупика. Прежде всего, духовная основа. Без этого человек так и останется бездомным, отчужденным, неприкаянным, если он не ощутит, что сверх его бытия, сверх этого видимого мира есть мир невидимый, истинный сущий.
И не надо нам бояться различий. Дело в том, что существует единственное истинное единство – неслиянное и нераздельное. То есть только тогда можно быть единым, когда ты неповторим. Вот такой парадокс. Каждая личность, каждый народ имеет свое предназначение, имеет свою судьбу. И ни один народ нельзя ущемить, без ущерба для всех народов.
Я занимаюсь Китаем и Японией. Даос Чжуан говорил: «разделение без отделения и есть жизнь». А наш прекрасный философ Владимир Соловьев (который открыл учение о Всеединстве, оно называлось «индивидуализация любви») говорил:
«Идея нации не то, что она думает о себе во времени, а то, что Бог думает о ней в вечности».
Бог каждому народу предоставил свою миссию, свое место, свое Дао, свой Путь. Если какой-то путь уподобится другому пути или какая-то личность уподобится другой личности, то она не выполнит своего предназначения. Единство возможно только тогда, когда ты уважаешь в другом – личность, в другом народе – его неповторимость. Вот это очень важно понять. Поэтому не надо спорить, кто лучше, кто хуже. Не нам об этом судить. Каждому назначен свой путь.
Почему сейчас восточные страны все больше уходят вперед? Китай, Индия (я занимаюсь этими странами, поэтому могу сказать о них). Об исламских странах пока сложно судить. Мы привыкли видеть следствие и не понимать причин. Отсюда чувство неудовлетворенности тем, что происходит, и бывают неприятные эксцессы. Нужно понять, что несовершенен наш мир пока и в нем есть симптомы противостояния.
Я буду коротко говорить о даосизме, буддизме и индуизме.
Лао Цзы, переводят и никак не могут до конца понять. Он начал свой трактат «Даодецзин» со слов: «Явленное Дао не есть постоянное». То, что происходит вокруг нас не есть еще конечная реальность. Существует еще духовная реальность, невидимый мир, от которого в конечном счете все зависит. И когда теряется связь между феноменальным миром и истинным, божественным миром, то все идет по нисходящей линии.
Китай своим возрождением сейчас обязан тому, что он обратился к конфуцианству. Конфуций говорил, что истинный человек, благородный человек - цзюньцзы, он укоренен в Основе. Он думает обо всех, он Всечеловек, вселенский человек (то, что собственно и наши философы пытались привить, начиная с Владимира Соловьева, кончая Бердяевым). Истинному человеку противостоит мелкий человек – сяоженя. Если благородный человек думает об истине, то мелкий человек думает о выгоде. Притом благородный человек укоренен в Основе и восходит, совершенствуется, помогая совершенствоваться другим. А низкий человек, думающий только о выгоде, идет по нисходящей вниз, в низшие миры.
Почему китайское и японское искусство как бы вне времени продолжают существовать? Так же и буддизм. Они держатся на духовной вере. Все есть природа Будды. В каждом человеке заключен Будда. Экхарт говорил, что «в каждом человеке есть божественная искра, только не каждый это понимает».
Почему мы здесь собрались и размышляем над этими вещами?
Каждый человек, еще Н. Бердяев говорил, что последний из людей будет спасен и обладает божественным предназначением. Только вот люди замотались в суете своей. Они перестали размышлять. Лао Цзы говорил, что нужно успокоиться, заглянуть в себя, в свою душу. Бердяев говорил, что человек и есть вся история, в нем все заключено. Не надо даже от социума зависеть, нужно вспомнить себя, всю свою историю, историю своего народа, и тогда ты поймешь и будешь уважать другие народы.
Буддизм, одна из самых мирных теорий. Не нужно ничего придумывать, потому что все уже есть в этом мире. Согласно буддизму, все есть Татхата (все само по себе Таково), нужно только прочувствовать, путем медитации, сосредоточения понять все сущее, тогда ты изменишься сам, избавишься от себя внешнего, преодолеешь свое эго, откроешь в себе внутреннего человека, откроешь в себе Будду. В каждом человеке есть внутренний человек. Не надо забывать, что душа бессмертна и есть всеобщее спасение.
У Будды был двоюродный брат Девадатта, который был очень нехорошим человекам. А Будда говорил, что и Девадатта, мой брат тоже будет спасен. Действительно, он стал потом Бодхисаттвой. Даже демоны спасутся.
Надо только заглянуть в себя, увидеть свои собственные сокровища.
Вечные истины существуют. Они пока что непонятны. К ним нужно еще по-настоящему вернуться, понять, что же такое вечность, что такое неизменная Основа. Японский поэт, мастер хайку Мацуо Басё говорил:
«Без Неизменного нет Основы, без Изменчивого нет обновления».
У него есть хайку – проникновение в вечность. Буддисты говорят, что в миге заключена вечность, в зерне вселенная. Каждый человек микромир, микрокосмос. Когда появится это ощущение, тогда восстановятся вечные ценности, вечные истины.
Вопрос: Татьяна Петровна, Вы как человек науки можете ли сказать о роли разума?
Есть только один разум – духовный Разум, Разум Сердца. Пока разум не соединится с сердцем, он так и будет в разные стороны качаться. Несбалансированное существование происходит от того, что наш разум пока что ограничен. Все великие святые говорили о том, что должен быть сердечный разум. Сердце должно соединиться с разумом, тогда только откроются вечные истины. Все внутри человека. Сердце надо в себе пробудить, душу пробудить. Без души не будет никакой духовной основы, никакого нормального человеческого существования.
Вопрос (Шамиль Гимбатович Алиев): Татьяна Петровна, у меня к Вам вопрос: в зале подавляющее большинство – дамы, не означает ли это, что мотивы и зов к вечным ценностям у них куда выше, чем у мужчин?
Я должна признаться, что в двух местах опубликовали мою статью об иньской стадии эволюции. Сначала был матриархат, потом – патриархат, сейчас – иньское начало восходит. Иньское – не только женское, но и мистическое. Начало мудрости, деликатности. Короче говоря, мужской вариант истории кончился.
Патриархат или матриархат – это подавление одного другим. Это несправедливость. А теперь будет восхождение к триединому человеку.
Деликатные мужчины тоже пойдут наверх.
Вопрос (Елена Сикирич, Президент Культурной Ассоциации «Новый Акрополь»): Можно вопрос в продолжение. Очень удачно затронули тему. Небольшая преамбула. Было такой очень хороший опыт и инициатива, которая называлась «дети пишут богу», когда во всех Московских и не только школах попросили написать письмо богу. И там были удивительные трогательные высказывания: «боженька, как тебе тяжело… желаю тебе счастья, благополучия и того, чтобы ты не забыл, кто тебе все это пожелал». Я помню такое высказывание: христиане верят в Иисуса, в иудаизме верят так-то, в исламе так-то, в буддизме так-то. И душа ребенка восклицает: господи, сколько вас там наверху? Поэтому вопрос именно к Вам. Вы говорили о важности проживания Вечного. Очень трудно прожить вечное так, чтобы это не было теорией. И до меня дошло, что иногда для того, чтобы прожить вечное надо на подобные вопросы уметь ответить ребенку, чтобы он тебя понял. Поделитесь, как бы Вы детям передали бы свое проживание бога или свой путь к богу?
Я Вам так скажу: устами младенца глаголет истина.
У нас будет конференция «Дети нового сознания». Я говорю: ради бога, только не испортите детей. У взрослых столько предубеждений и стереотипов, что они закрывают детское сознание. Я когда носила внучку на руках: боже, какие у нее глаза! Там прапамять работает. И ей еще буду что-то объяснять! Главное - лелеять душу ребенка и не навязывать ничего. Надо напротив дать им раскрыться и учиться у детей. Учиться взрослым у детей. Взрослые думают, что они все знают. Ничего подобного. А ребенок, он как божий человечек, еще не испорченный этим миром. Надо если надо что-то скорректировать немножко. Но в принципе, я думаю, что должна быть взаимная учеба. И учить надо не наставлениями, не моралью. Потому что мораль, как говорили китайские философы, она врожденна. Мы придумали мораль, а она врожденна. И кто ее нарушает, нарушает закон жизни. Моральный закон жизни – это Дао. Нарушаешь его и погибаешь. Так что без нее очень не просто. И нам надо мудрее становиться – иньская фаза, материнская. Материнское отношение.