Собственно ангелы или подобные им сущности характерны для монотеистических религий, где верховное Божество создает себе в начале творения помощников.
В Ветхом Завете содержится множество упоминаний о существах, назначение которых - передавать волю Бога роду человеческому. Ангел - это и благовестник (три ангела, пришедшие к Аврааму), и защитник праведников (разрушение Содома и Гоморры), он наказывает грешников (изгнание из Рая Адама и Евы) или предстает таинственной персонификацией самого Бога (Иаков, борющийся с ангелом).
В Персии Ахуромазде служили сущности-существа Амеша Спента (Амшаспанды). Они, как и ангелы в христианстве, являлись аспектами верховного божества.
В Ветхом Завете содержится множество упоминаний о существах, назначение которых - передавать волю Бога роду человеческому.
Иудео-христианская ангеология была заимствована Исламом. Вера в ангелов является вторым столпом веры. Мусульмане верят в то, что аллах возложил на каждого из своих ангелов определенные обязанности, выполнением которых они заняты, и наделил их необходимыми для этого возможностями.
В Каббале ангелы связываются с разными сефирами, по тому, какая божественная сила в них больше проявляется (милосердие, суровость или гармония). Ангелы управляют всем, что происходит в этом мире – есть управляющие домашним скотом, страхом, дождем, плодовыми деревьями, месяцами года и знаками зодиака.
В Буддизме картина мира очень схожа с ангельской иерархией. В результате медитации Ади-будды (Бога) возникает космическое тело джармакайа, проявляющееся в образе Дьхьяни-будд (1-й чин ангельской иерархии). Дьхьяни-ботхисатвы, не воплощающиеся, но участвующие в создании мира соответствуют ангелам 2-го чина. Мануша-будды имеют пареллели с ангелами третьего чина, несущими божественную волю непосредственно человечеству и человеку. В Индии Вселенная понимается как иерархия активных сил, ангельских и демонических, божественных и героических. Этот мир состоит из 7 планов - от невидимого начала до конкретного проявления, - которые населены мириадами божеств, ангелов, демонов, вместе составляющих армию служения "Дхарме", Великому Универсальному Закону посредством "Кармы", закона действия и противодействия.
В Греции Платон со слов Сократа, утверждает, что в каждом порядочном человеке обитает "даймон" (греч. "daimonion" - "божественное"), таинственный голос, указывающий верный путь, один из "охраняющих гениев", находящихся между смертным и бессмертным, человеческим и божественным, чувственным и разумным, который любит истину и склоняет человека к добру, красоте и счастью.
В алхимии ангел символизирует сублимацию (возгонку), т.е. принцип вознесения летучего (духовного), как это изображено на рисунках Viatorium spagyricum.
Древневосточные изображения крылатых человекообразных фигур как воплощенных гениев и сверхъестественных существ оказали влияние на христианские представления об ангелах как о существах, снабженных крыльями.
Но в раннехристианском искусстве долго уклонялись от их изображения (видимо, чтобы избежать смешения с такими персонификациями античных, языческих гениев, как Нике (Виктория), Глория и Агата Тюхе, "счастливая судьба" Цезаря).
С IV в. ангелы изображаются со священным сиянием - нимбом - и крыльями, часто в виде юношей в белых одеждах, с жезлами, лилиями, пальмовыми ветвями, огненными мечами (для изничтожения дьявола), курильницами, знаменами или трубами (для извещения о Страшном суде) Во времена средневековья и раннего Возрождения ангелы изображались андрогинами или юноженственными.
С XII в. начинают распространяться изображения ангелов в виде крылатых голов (со смысловым значением "бестелесности", "бесплотности") детей (безгрешность), что находит свое окончательное идиллическое выражение в стиле барокко, где ангелы изображаются в виде младенцев. Херувимы часто изображаются с огненными мечами как стражи закрытого рая, а серафимы - как слуги при Престоле Господнем.