Дзен
Слово дзен — китайское чань, санскритское дхьяна — точного перевода не имеет, но приблизительно соответствует латинскому понятию «медитация», то есть сосредоточение, концентрация, созерцание.
Это направление буддизма Махаяны было принесено в VI веке из Индии Бодхидхармой и распространилось в Китае и Японии.
Бодхидхарма
Принц Бодхидхарма, получивший в Китае прозвище Бородатый Варвар с Запада, был
По преданию, император, построивший множество храмов, переписавший множество книг и оказывавший всяческую поддержку буддийским монахам, спросил у Бодхидхармы, что он заслужил своими деяниями.
— Ровно ничего! — ответил Бодхидхарма.
— В чем же основной принцип святого буддийского учения?
— Да оно пусто, нет в нем ничего святого!
Легендарная беседа как нельзя лучше отражает резкий и прямой характер учителя и его философии. Шаолиньский монастырь стал первым, где он начал проповедовать учение дзен (чань). Помимо духовной практики созерцания и развития необходимых для буддиста качеств — терпимости, невозмутимости, решительности и стремления понимать суть вещей, Бодхидхарма дал монахам боевые искусства, поскольку считал, что кроме духовного развития очень важно заботиться о физическом и душевном здоровье. Поэтому он явился также родоначальником знаменитого шаолиньского кунг-фу.
С VIII века чань приходит в Японию, где получает название дзен, а в конце XII века приобретает исключительную популярность среди самураев, становится основой воинских искусств, искусства чайной церемонии, живописи суми-е, поэзии хайку и т.д.
Бодхидхарма же в Японии получил имя Дарума.
Сатори
Буквально означает состояние душевного спокойствия, внутреннего просветления, наступающего вследствие внезапного озарения, — достижение этого состояния является целью дзен-буддиста. Иногда слово сатори толкуют как состоящее из двух иероглифов: я и сердце — путь к сердцу, путь в глубину собственного сердца, за пределы рационального ума, туда, где открывается истинная природа человека.
Достичь состояния сатори помогали, например, загадки-коаны, задававшиеся наставником ученику. Глубокое сосредоточение на задаче, не имеющей логического решения, поиск ответа, который иногда занимал годы, в конце приводил к внезапному озарению и постижению смысла бытия.