Идеальный образ Вселенной, место, где тихий голос природы слышен яснее всего, где горсть воды или небольшое дерево могут вызвать в памяти громады гор и половодье рек, где каждый элемент раскрывает свою душу, а все вместе они раскрывают Небесное, где, наконец, человек, останавливаясь в удивлении перед красотой, находит красоту в своем сердце, — таков японский сад. Вряд ли есть что-то прекраснее этого рукотворного гимна природе...
Здесь в одно мгновение можно пережить таинства бесчисленных превращений, и ни одна деталь не появляется здесь случайно. А особенно важны — вода и камни. Японский сад не обходится без камней, без игры света и тени на их неровной поверхности. Внести камни в сад и правильно расположить их — все равно что установить законы Неба на земле. На камни смотрят, их трогают, слушают их музыку. Зная, что в них обитают духи природы, дают им имена: «Бегущий», «Догоняющий», «Летящий»... Камнями выкладывают дорожки в саду — плоские, брошенные в траву на расстоянии друг от друга, они определяют ритм шагов, служат намеком на Путь человека к Божественному в природе и в себе. Низкие, с резьбой на поверхности тяжелого колпака, гармонирующего с гладью вод, каменные фонари освещают ночные чайные церемонии. Являясь вместилищем огня, они воплощают красоту, становятся знаком присутствия божеств и светом на Пути.
Оригинал статьи в журнале «Человек без границ»:
Сергей Сивков «Сад и камень»