По мнению западной науки, этот этап начался в первой половине I тысячелетия до н.э. и продолжался примерно до VII–VI вв. до н.э. По представлениям самих индусов религия Вед зародилась гораздо раньше: 6 тыс. лет назад (или даже 100 тыс. лет назад — как пишет Е.П. Блаватская). Ведический период берет свое название от Вед, являвшихся основным священным текстом и религиозным авторитетом индусов не только ведического периода, но и по сей день. Иногда этот период индийской религии называют ведизмом, он представляет синтез учений арийских племен, пришедших в Индию по официальным данным в середине II тысячелетия до н.э., а по мнению индийских пандитов — примерно в V тысячелетии до н.э. с аватара Рамой.
Основу писания составляет извечная борьба добра и зла, созидательного и разрушительного начал Природы — девов и асуров.
Богов называли дева («сияющий», «светлый», это слово родственно нашему слову «день»). Многие из них связаны с принципом солнца и света в разных его проявлениях и воплощают силу порядка и гармонии. Не менее сильные существа, враждующие с богами, назывались асурами, от слова асу (особая магическая жизненная сила). Это древние божества хтонической, темной природы, часто описываемые как змееподобные.
«Складывается впечатление, — пишет М. Элиаде, — что в ведийских учениях сделано все возможное, чтобы установить своеобразную двойную перспективу; хотя в данной нам непосредственной реальности боги и асуры имеют различную природу и обречены сражаться друг против друга, при этом они — до сотворения мира или до того, как мир принял настоящую форму, — были единосущны друг другу».Наибольшее число гимнов посвящено царю богов
Индре, богу-громовержцу. Вооруженный громовой палицей
ваджрой, он разъезжает по небу на колеснице, влекомой могучими конями, ею правит бог
Вайю («Ветер»), а сопровождает его дружина
Марутов — божеств бури. Главный подвиг Индры, составляющий основу ведийской мифологии, — борьба с
Вритрой и такими же змееподобными демонами. Этот ведийский гимн по сути является мифом о сотворении.
Экскурсионные туры с погружением в традицию и культуру Индии |
| 14 – 21 марта (экскурсионный тур)
Фестиваль красок Холи в Индии (Дели – Джайпур – Агра – Гвалиор – Матхура и Вриндаван – Дели)
|
Экскурсионные туры с погружением в традицию и культуру Индии |
| 30 апреля – 10 мая (экскурсионный тур)
Духовные дороги Гималаев (Дели – Амритсар – Дхармсала – Манди – Ревалсар – Наггар – Манали – Шимла – Чандигарх – Дели)
|
Вритра («Препятствие») предстает в нем в образе огромного змея или дракона, лежащего на горе. Индра, выступая как демиург, ударом молнии высвобождает из брюха дракона воду и солнце — важнейшие стихии и элементы космоса. Он организует пригодный для жизни людей космос, благодаря ему потенциальный и непроявленный мир становится миром реальным: в нем возникают свет и тьма, верх и низ, жизнь и смерть — одним словом дуальность. Другое божество
Вáруна предстает в гимнах как вседержитель
риты — мирового закона круговращения Вселенной, закона справедливости (своего рода, предтечи Дхармы и Кармы), гармоничной самоорганизации мира, космической морали. Этот закон является основой мира и приводит в движение Вселенную, обеспечивает поддержание порядка в космосе и в человеческой жизни, сопряженность жизни общества и человека с ритмами космоса. К примеру, любой важный момент начинания в жизни ведийских ариев рассматривался как повторение космогонического мифа о творении (мифа об Индре и Вритре).
В более поздних книгах «Ригведы» приведены другие космогонические гимны, в которых задаются вопросы о начале мира, о «точке опоры», о том, из какого леса и дерева «вытесали небо и землю», что находилось по ту сторону «богов и демонов» и что же было тем первым зародышем, в котором содержалось все живое. В одном из гимнов рассказывается, что весь многообразный мир произошел из
Пуруши — первого человека, которого боги принесли в жертву, расчленив его. Из его частей возникли варны. Из уст его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями — воины, правители, из бедер его были созданы вайшьи — земледельцы, из ног его были созданы шудры, которые должны были служить высшим варнам.
Еще один космогонический миф рассказывает о
Дьяусе-питаре (Небо-Отец) и
Притхиви (Земля-Мать). До начала творения они были слиты воедино. Бог-творец разъединил их и поместил между ними воздушное пространство, создав три плана мироздания: небо, воздух и землю. Эта обычная космогоническая схема является общей и для других мифологий. В послеведийский период культ Дьяуса практически угас.
Надо заметить, что в Ведах не всегда возможно точно определить принадлежность богов к одной из трех сфер троичного представления мира.
В небесной сфере обитают солнечные божества, связанные с разными проявлениями Солнца и солнечного света:
•
НЕБО:
o Савитар («Побудитель», «Порождающий») — животворящая сила Солнца, солнечная природа в целом
o Ашвины («Всадники») — защитники людей, те, кто охраняют и оберегают от несчастий
o Ушас (богиня зари) — отрывает врата свету, прогоняет мрак ночи
o Сурья (Солнце) — следует на колеснице, запряженной семеркой лошадей подобно Солнцу, совершающему свой путь на небе
o Пушан — олицетворяет Солнце в его путеводительном аспекте и т.д.
•
ВОЗДУХ:
o Индра (громовержец, воин, предводитель дружины девов)
o Рибху (божественный мастер)
o Вайю (бог ветра)
o Маруты (божества бури)
o Рудра (разрушитель и целитель, предтеча индуистского Шивы)
o Варуна (порядок и вселенский закон) — иногда принадлежит к небесной сфере, позднее стал ассоциироваться с океаном
•
ЗЕМЛЯ:
o Агни («Пожиратель жертвы», «Принадлежащий всем людям») — бог жертвенного Огня, охраняющий и исцеляющий. Это второе по значимости божество после Индры (по числу посвященных ему гимнов)
o Сома (напиток бессмертия) — этот напиток принес людям с небес орел Индры