Это религия, возникшая на основе древних ведических знаний, которые изменялись по мере того, как брахманы теряли свое главенство, и в силу контактов со своими и чужими народными верованиями. Это породило множество новых символических элементов, так что каждая божественная функция была представлена многими формами и именами с бесконечным числом вариаций, но не теряла при этом свои изначальные метафизические корни.
Чистые ритуалы и обряды были заменены спекулятивной метафизикой, и Веды перестали быть единственными священными текстами. Большое значение приобрели брахманы и упанишады. Из многочисленных божеств, которые становятся важными в этом периоде, мы упомянем лишь самых основных.
Брахма — первое божество Тримурти — наиболее распространенной и экзотерической триады богов. Он — Бог-творец, отец богов и людей. Обычно его изображают с четырьмя лицами, иногда добавляют и пятое, смотрящее вверх (символика пяти элементов). Также он изображается одетым в белую одежду, верхом на лебеде или царском павлине — символе могущества. Иногда он сидит на лотосе, вырастающем из пупа Вишну-Старшего. У него четыре руки, и в этих руках он держит четыре веды, жезл, сосуд с водой из Ганга, жертвенную ложку, иногда цветок лотоса, жемчужное ожерелье и лук.
Сарасвати рождена Брахмой и представляет его комплиментарную женскую часть. Ее почитают как мать Вед, богиню мудрости, музыки и науки, изобретшую священный алфавит
деванагари. Обычно ее изображают в образе девушки с четырьмя руками, в которых она держит цветок, книгу из пальмовых листьев, четки и маленький бубен. Иногда она изображается только с двумя руками сидящей на лотосе и играющей на лютне.
Экскурсионные туры с погружением в традицию и культуру Индии |
| 14 – 21 марта (экскурсионный тур)
Фестиваль красок Холи в Индии (Дели – Джайпур – Агра – Гвалиор – Матхура и Вриндаван – Дели)
|
Экскурсионные туры с погружением в традицию и культуру Индии |
| 30 апреля – 10 мая (экскурсионный тур)
Духовные дороги Гималаев (Дели – Амритсар – Дхармсала – Манди – Ревалсар – Наггар – Манали – Шимла – Чандигарх – Дели)
|
Вишну. В ведическом периоде он олицетворял всепроникающий принцип света (Вач). Здесь речь идет о Вишну-Старшем, который пробуждается из состояния абсолютного покоя в море изначального молока на тысячеголовом змее-Ананте. Из его пупа выходит Брахма и возникает жизнь, позже разделяющаяся на множество существ. В более позднем периоде Вишну изображали как человека с темно-синей кожей, одетого в желтые одежды и ездящего верхом на птице Гаруда. Он держит в своих четырех руках палку, огонь, ракушку, эфир, диск — символ воздуха и лотос — символизирующий воду. Он владыка золотого неба с дворцами, построенными из драгоценных камней. Иногда его изображают сидящим на нескольких белых лотосах. Справа от него находится его супруга Лакшми.
Со временем Вишну становится объектом глубокого поклонения, поскольку в Тримурти он воплощает Второй Логос, проявляющийся в человеке как глубокая религиозность — бхакти. Его аватара, или вестники, появляются в периоды активности — манвантары, а в периоды отдыха — пралайи Вишну отдыхает на змее Шеше, накрывающем его своими семью головами.
Необходимо упомянуть десять аватара Вишну, из которых девять уже пришли, а десятый еще должен прийти. Первые четыре появились в предыдущем золотом веке в образе символических животных. Следующие пять явились в человеческом облике.
1) Матсья (рыба, связанная с потопом)
2) Курма (черепаха)
3) Вараха (вепрь)
4) Нарасинха (человек-лев)
5) Вамана (карлик)
6) Парашурама (Рама с топором)
7) Рама (о подвигах которого рассказывает «Рамаяна»)
8) Кришна
9) Будда
10) Калки (тот, которого ожидают в конце света).
Шива — третье божество триады, воплощающее принцип аскетизма и уничтожения всех исчерпавших себя форм. Имеет много общего с древним образом Рудры.
Его изображают с ожерельем из черепов, с четырьмя руками. Верхними он держит бубен и лань, а нижние сложены в символических жестах отдачи и утешения. В качестве украшения Шива носит множество змей. На лбу его изображается третий глаз или три горизонтальные линии. Он ездит на быке Нанди.
В личности Шивы сочетаются противоположности. Подобно греческому Кроносу, он все пожирает, но вместе с тем он глубоко милосерден. Это прототип аскета, но с другой стороны одним из его основных символов является лингам. Он олицетворяет добро и зло. В аспекте Натараджи он бог, танцующий в центре огненного колеса, символизирующего космос. Он представляет ритм эволюции как единство и постоянное чередование жизни и смерти.
Его супруга
Парвати имеет множество других имен в зависимости от своих ипостасей. Она Ума, Дурга, Кали и символизирует силу или
шакти Шивы.
Сыновья Шивы:
Ганеша — бог мудрости, обычно изображаемый с головой слона, низкорослый и полный. Он ездит на мыши, вокруг пояса вместо ремня у него змея. Утверждается, что одним из его бивней Вьяса написал «Махабхарату».
Карттиккея — бог войны, который ездит на царском павлине. На его флаге изображен петух.