ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО в Древнем Египте

Хорхе Анхель Ливрага, Основатель международной философской школы «Новый Акрополь»


Египет — страна совершенно особая: мы знаем, что Египет существует, знаем, что он существовал прежде, но мы не можем точно сказать, как он появился и откуда. Кажется, что Египет стар, как сам мир, как ветер, как камни, как вся природа. Те из нас, кто всерьез изучает историю или археологию, прекрасно понимают, насколько относительны сведения об истоках египетской культуры, о египетской цивилизации и всех загадках, связанных с ее появлением.

С давних пор Египет не давал покоя фантазии людей. В эпоху фараонов эту страну называли «Кем» или «Кему» (никто точно не знает, как произносится это слово), что в переводе звучит примерно так: «нечто черное или почерневшее после того, как было красным; нечто выжженное». Греческое по происхождению слово «Египет» означает: «таинственное, загадочное место, центр или родина мистерий». Иначе говоря, уже много веков подряд Египет поражает нас своей созидательной мощью, но мы не можем точно сказать, откуда, из каких времен берет она свое начало. Да, в книгах обычно пишут, что исток ее надо искать в эпохе Менеса, неком додинастическом периоде, но для тех, кто лучше знает историю Египта, не секрет, что это всего лишь одна из теорий; система династий Древнего Египта основывается в первую очередь на сообщениях греческих исследователей, таких как Манефон, но эти сообщения не всегда совпадают с результатами археологических исследований. То есть существуют такие археологические данные, которые не соответствуют тому, что мы «точно» знаем о Египте.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО в Древнем Египте

Загадочно и само происхождение Египта. Было бы логичным, если бы народ этой страны начал свою эволюцию с примитивного уровня, затем, постепенно развиваясь, достиг бы вершины цивилизации и культуры; было бы логичным, если бы потом, с течением времени, из-за износа старых форм культуры цивилизация пришла в упадок. Было бы естественно, если бы она пережила свои периоды расцвета и свои темные времена. Но в Египте все происходило несколько иначе.

Вот один пример. Говоря о Египте, мы, прежде всего, вспоминаем пирамиды — величайшие сооружения, поражающие наше воображение. Даже одна Великая Пирамида уже символ Египта. Однако точно не известно, кто ее построил; мы приписываем ее Хеопсу, основываясь на найденной в пирамиде надписи красной тушью в одной из разгрузочных камер над так называемой Царской камерой, но там, возможно, было написано не «Хеопс» (Keops), а «Кем», то есть имя Древнего Египта. Итак, мы видим в Египте пирамиды и многие другие великие сооружения, но из какой они эпохи? Из Среднего царства? Из Нового? Нет.

Конечно, это было бы логичным — согласно представлениям об эволюции мы должны думать, что Египет возник именно так. Но создается впечатление, что в момент своего рождения он уже был великим, уже имел богатейшие познания в астрономии, астрологии, геофизике, умел так работать с материалом и перемещать столь огромные массы, что нам и сейчас сложно это представить.

Думаю, все вы слышали о группе японских ученых, которые хотели увидеть, каким образом строили египетские пирамиды. Они договорились с правительством Египта о том, чтобы в нескольких километрах от комплекса пирамид в Гизе соорудить с максимальной точностью пирамиду-макет высотой 10 м из каменных блоков не тяжелее одной тонны. Работы были завершены в начале 1978 г.

Руководитель работ вместе с двумя десятками археологов и техников и десятком местных жителей приступили к строительству в конце 1977 г. Вскоре они увидели, что все не так просто. В своей работе они использовали технологии, рекомендованные археологами, и, в частности, сверялись с текстами греческого историка Геродота, которому египтяне в далеком прошлом рассказывали, как они строили свои пирамиды.

И вскоре руководитель работ, журналисты и специалисты убедились в полном несовершенстве этих технологий: инструменты из закаленной меди, которыми, по предположениям археологов, египтяне резали огромные каменные блоки, оказались практически беспомощны перед гранитом, а поскольку требовалась еще и высокая точность, обработка каждого маленького блока для пирамиды высотой всего лишь 10 м, по подcчетам, могла занять столько времени, что строительство макета не завершилось бы и к зиме. Поэтому решено было воспользоваться современными машинами и не доводить обработку блоков до совершенства. С перемещением блоков также возникли весьма серьезные проблемы, поскольку знаменитые «лыжи» и валики на песке оказались практически неуправляемыми, а на камнях блоки можно было серьезно повредить. И снова пришлось прибегнуть к помощи современных средств, благо глыбы были не так велики, как настоящие.

Но самым сложным оказалось разместить на вершине конструкции пирамидион. Макет этой небольшой пирамидки весил всего тысячу килограммов. Несколько человек толкали пирамидион вверх по песчаной насыпи, поддерживавшейся по бокам каменными блоками, поливая поверхность перед его «лыжами» маслом, и в это время 12 человек тянули пирамидион вверх. А чтобы совсем уж походить на древних египтян, они твердили молитвы, обходясь, правда, словами «Давай! Вперед!». Оказалось, что на масле скользили не столько «лыжи» самой конструкции, сколько люди, толкавшие ее при помощи рычагов, а те, кто сверху тянул пирамидион веревками, мало чем могли помочь им. И сколько ни пытались они поднять эту маленькую глыбу по насыпи, каждый раз терпели неудачу, так что в итоге руководитель проекта отказался от попыток и решил испробовать последний способ, который, согласно книгам, египтяне применяли для поднятия обелисков весом в сотни тонн, — подъемные краны из пальмовых стволов и канаты из волокон. Этот каменный блок весил всего тонну, так что водрузить его на место не должно было составить особого труда.

Но когда камень почти уже поднялся на высоту в 10 м, стволы пальм разлетелись в щепки, и все наблюдатели оказались утыканы занозами, включая руководителя, который в конце концов предпочел поднять пирамидион современным подъемным краном, снять несколько фотографий и, согласно договоренности с египетским правительством, разобрать конструкцию. Излечившись от легких ранений, руководитель работ, обладавший превосходным чувством юмора, сказал, что, по крайней мере, теперь-то уж он знает, как не строились египетские пирамиды. Иными словами, пирамиды продолжают хранить тайну своего создания.

Вот еще один пример. Когда мы попадаем внутрь Великой Пирамиды и перед входом в так называемую Камеру царя слегка наклоняемся, у нас над головой оказывается камень, который кажется маленьким, но весит три тонны и находится примерно на высоте 100 м от земли. Получается, что египтяне подняли три тонны на высоту в 100 м! Потолок Камеры царя сделан из огромных камней; мы видим камни размером 5×2 м, но они не лежат, а стоят вертикально, значит, нам видна лишь нижняя их часть. То есть блоки в верхней части Камеры царя могут весить более 200 тонн каждый. Мы также вынуждены признать, что не представляем, для чего предназначалась таинственная подземная камера, расположенная под Великой Пирамидой.

Зачем я вспоминаю все это в простой беседе о ювелирном искусстве? Чтобы перенести нас в ту эпоху — ведь мы не можем говорить о ювелирном искусстве какой-либо культуры, не ознакомившись с основными линиями ее исторического развития.

Итак, эта культура появилась внезапно. Если в поисках причин появления Египта мы заглянем в еще более глубокое прошлое, то будем поражены. В то время как в Европе была в полном расцвете так называемая мадленская культура, в Египте едва началась солютрейская эпоха. Так что же подсказывает нам логика? Что Европа должна была бы превратиться в великую цивилизацию на три или четыре тысячи лет раньше, чем Египет. Однако к Египту подобная логика не применима. Видимо, Египет с уровня «палеолита-мезолита» перескочил вдруг на уровень великой цивилизации. И культура тех племен пустыни (так называемого племени Х и т. д.), которых еще 10–15 лет назад считали предками или основателями египетской цивилизации, согласно данным последних исследований, существовала параллельно с древнеегипетской культурой. Как минимум, Египет уже существовал, когда эти племена из каменного века жили в пещерах и создавали наскальные рисунки. Но отнюдь не из их примитивных изображений произошли изящные и великолепные произведения искусства Египта, напротив, так называемое племя Х, например, скопировало и по-детски воспроизвело египетские изображения и египетских богов. И вот перед нами еще одна загадка, связанная с происхождением Египта: пришли ли древние египтяне из каких-то других краев или они были родом из этих мест?

Благодаря геологическим исследованиям, проведенным вблизи Великой Пирамиды, нам известно, что вся так называемая Западная пустыня когда-то была морем, то есть когда-то вся ее территория находилась под водой. Эту версию подтверждают залежи окаменелых морских растений и животных, найденные в окрестностях Каира. Одиннадцать или двенадцать тысяч лет назад в этих местах началась засуха. Сначала здесь было море, затем осталось лишь морское дно, а сейчас эта местность превратилась в пустыню. Древняя египетская традиция говорит именно о том, что сегодня мы узнаем благодаря научным открытиям. Она говорит, что море покрывало, возможно, всю северную часть современного Египта за исключением нескольких маленьких островков, и Нил проложил себе путь сквозь этот хаос из грязи и песка, оставленный исчезнувшим морем, и принес драгоценный ил, позволяющий три раза в год собирать урожай. Поэтому древние египтяне назвали Нил Hapi, что означает приблизительно: «тот, кто приносит счастье; тот, кто дарит жизнь». Как вы знаете, согласно мифу об Осирисе, Нил является символом плодородия, плодовитости, потому что, когда Осирис был разрезан на части, богиня Исида, его жена, владеющая таинствами магии, соединила все части тела Осириса за исключением одной, которую не смогла найти, — его полового органа, проглоченного оксиринхом (эта рыба до сих пор живет в Ниле), и мифологически именно этим объясняется плодородие Нила. Посреди огромной пустыни несет свои воды Нил, подобно огромному зеленому рукаву, стремительный, полный жизни, силы и могущества, отдавая свои дары миллионам людей.

Что касается ювелирного искусства этого народа, основной темы сегодняшней лекции, я, прежде всего, хотел бы пояснить, что для древних ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями. Все народы чувствовали это.

Пример тому — этрусское кольцо у меня на пальце. Это кольцо царского дома Этрурии, в Тарквинии. Правители Тарквинии не носили ни золотых колец с драгоценными камнями, ни чего-либо еще в этом роде — их кольца были из бронзы и не служили украшениями. Сегодня, конечно же, носят нечто пышное, роскошное, однако для древних драгоценности имели магический смысл. Но о какой магии я говорю? Это была не магия фокусников, «распиливающих» тело женщины в ящике, или что-то в этом роде. Это была великая наука, знание, включавшее в себя все. Вспомним, что в посткартезианскую эпоху в Европе началось разделение знания на религиозное, философское, научное... Но у древних народов, в том числе и у народов Востока, это расслоение было не столь явным: наука определенными гранями соприкасалась с религией, религия с искусством, искусство с политикой — и все вместе они составляли сильное и гармоничное единство. Итак, с самых давних времен — ведь не существует способа определить возраст, например, изделия из золота, серебра или просто из камня — эти люди создавали свои ювелирные изделия как магические предметы, как предметы для защиты людей, и живых, и уже умерших.

Обратите внимание на то, что в Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был, пожалуй, скарабей, Кефер. Конечно же, существовало много ювелирных изделий разных форм, и, если бы мы говорили обо всех на одной лекции, нам пришлось бы много часов смотреть слайды и перечислять их, ведь с Древнего царства и до эпохи Клеопатры египетское ювелирное искусство накопило столько богатств, что его практически невозможно классифицировать. Отметим лишь, что богатство Египта не противоречиво и в нем нет несоответствий. Через тысячелетия (сколько точно, мы не знаем — официально три, четыре или пять тысяч лет) Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела.

Есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей. В «Книге Мертвых» (она никогда так не называлась, просто этим текстам дали такое название, поскольку нашли их рядом с мумиями) говорится: «Сердце мое — мать моя, сердце мое — отец мой». Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце, крылья духовности, крылья силы, и что мы сами удивимся, почувствовав их. Внутри нашего тела, этого футляра из плоти и крови, мы можем обрести и расправить свои крылья.

Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба. Об этой точке любят писать на Западе в популярных книгах, называют ее третьим глазом или, как говорят индусы, глазом Дангма. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону.

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках. На древнеегипетских изображениях нас порой изумляет образ какого-нибудь воинственного человека, например Рамсеса II, внушающего страх, с мечом, на коне, но в то же время со множеством драгоценностей. Сегодня мы считаем все это женскими атрибутами и, видя мужчину с украшением на шее, сразу же называем его хиппи. На запястья и на плечи надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око — считается, что оно помогает хорошо видеть.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО в Древнем Египте

В этом смысле Египет весьма примечателен: в районе Элефантины и Асуана на многих лодках есть дополнительные весла — на случай если нельзя будет плыть на парусах или для того, чтобы причалить к берегу, и на этих веслах синей краской написан иероглиф, обозначающий воду. Я спросил владельца одной из лодок, зачем он его рисует. Тот ответил, что ему оставил лодку отец, а отца научил так строить лодки его дед... Существовала традиция — она и сегодня живет в народе, — позволявшая соприкоснуться с определенной психической силой и понять ее.

Мы говорили, что ювелирные изделия носили на лодыжках и на других частях тела, удивительным образом совпадающих со священными местами, которые в индийской традиции называются чакрами; это некие круги, колеса, считающиеся особыми нематериальными, эфирными органами человека, которые управляют нашей психической или духовной жизнью. Итак, у древних египтян был богатый выбор драгоценных предметов, посвященных магической стороне жизни. Были и ювелирные изделия, предназначенные только для погребальных церемоний: на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти. Amen-Ti означает «земля Амона, или Амена». Ti — это магический квадрат, Amen — это бог Амен (Амон), который иногда соединяется с богом Ра в Амон-Ра (изображаясь в виде солнечного диска с крыльями); этот союз мог быть представлен различными божествами и религиозными формами, одновременно он являлся и защитником мумий.

Сегодня бытует такое представление о мумиях, с которым я совершенно не согласен. Мы думаем, что египтяне сохраняли мумии, потому что были очень привязаны к жизни, очень зависели от нее. Многие спрашивают себя, как мог такой религиозный, магический народ быть столь привязанным к физическому миру, чтобы сохранять мумии, омывать их месяцами, помещать их в смолы и т. д. и т. п. Зачем они это делали? Ни в одном из текстов Древнего Египта не говорится, что целью мумификации было лишь сохранение тела. Скорее, это делалось ради задержания тела на Земле, чтобы другие тонкие духовные оболочки смогли перейти в мир иной, пройти через Дуат — место испытаний — и попасть в Аменти, особую небесную землю, своеобразный рай, где люди вечно счастливы. На основе ювелирного искусства существовал целый ряд средств защиты и для мертвых. Так, в единственном неразграбленном захоронении (слегка потревоженном, но все же неразграбленном), в гробнице Тутанхамона, вы можете увидеть всю погребальную утварь, все драгоценности, включая золотой саркофаг, который сам по себе представляет огромную ценность. Как известно, мумия находилась в семи ковчегах-саркофагах, и они одной своей особенностью меня впечатляют больше, нежели все ювелирное искусство. На крышке каждого саркофага есть изображение фараона с улыбкой на лице, и по мере того как снимается крышка за крышкой — пока не покажется последняя маска с пекторалью, улыбка на лице фараона становится все более выразительной, и это даже больше, чем магия, — это поистине прекрасно.

Между магией и красотой существует связь, хотя мы, западные люди, не чувствуем ее и не придаем ей значения. Есть связь между магией и прекрасным, которую ощущал тот народ, ощущали жители тех мест и которую они чувствуют до сих пор. И по сей день в Верхнем Египте на закате можно увидеть людей в лодках, с трепетом готовящихся к молитве и обращенных в сторону Мекки. Они выбирают самое красивое место на середине реки, где идет мощное течение, а глубина достигает 50 метров, и останавливаются, убрав весла и большую часть парусов. Они долго молчат, а потом, среди массивных гранитных скал по берегам, созерцая красоту пейзажа, начинают свою молитву. Для них существует прямая связь между религией и красотой. На Западе наши предки также чувствовали эту связь и потому стремились вложить в создание храмов, например христианских, как можно больше красоты. Я видел немало селений во Франции, которые всегда были и остаются скромными деревушками, но в их центре возвышается великолепный готический собор. Здесь происходило то же самое — люди связывали красоту с религией, с магией.

Значит, и мы не должны видеть в египетском ювелирном искусстве, как бы нас ни ослеплял его блеск, только эстетическую и декоративную функцию. Ведь в Каирском музее или в музее Метрополитен есть коллекции, например сокровища Тутмоса III, которые поражают наше воображение. За всем этим стоит нечто большее. Египтяне верили, что камни и металлы связаны с определенными звездами. Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум — самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину. Серебро для древних египтян имело ценность даже большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу. Подобно тому как китайцы делали свои главные символы из нефрита (например, символом Вселенной у них было большое нефритовое колесо с отверстием посередине), египтяне часто использовали ляпис-лазурь, которая была одним из магических камней. Также они применяли сердолик, минерал красного цвета, горный хрусталь, стекло.

К счастью, сегодня археологи открыли, что египтяне знали связующие, цементирующие составы, а раньше эта загадка просто сводила нас с ума. Иногда я сам, реставрируя какую-нибудь статуэтку в музее, вдруг осознавал, что она сделана с помощью цементирующей пасты. И я удивлялся: «Да это же подделка!.. Да, но патина, но раскопки, происхождение — все это подлинное. Откуда же цемент?» Дело в том, что египтяне использовали цементирующую массу для разных целей. Для чего? Чтобы соединять элементы или материалы. Например, они могли смешать немного порошка какого-либо камня, немного смолы какого-либо дерева, немного опилок древесины сикоморы (в лучшем случае) и, добавив землю из определенного места, из всего этого создать статуэтку или ушебти. Но все-таки, как и все древние народы, они придавали особую ценность камню. Они верили, что на Земле существуют определенные места — источники особых энергетических потоков, которыми заряжались камни.

В Англии, в Стоунхендже, например, один из камней (так называемый Голубой камень) происходит из Африки. Никто не знает, кто построил Стоунхендж, но очевидно, что это сооружение очень и очень древнее. Зачем его создателям нужно было, прилагая неимоверные усилия, везти этот огромнейший камень из Африки? У них не было ни самолетов, ни гигантских кораблей для перевозки таких тяжестей, в лучшем случае они могли доставить его в нужное место на каких-нибудь плотах. Как им удалось совершить это чудо? Почему в Серапеуме, который находился в Мемфисе, многие саркофаги быков, точнее мумий быков, были сделаны из асуанского гранита? Египтяне преодолели более тысячи километров, чтобы найти определенный тип породы, когда рядом было много других видов камней, которые можно было использовать. Очевидно, они придавали этим камням особую ценность. Почему, имея под рукой сколько угодно гипса (даже сегодня производство статуэток и других изделий из гипса является практически национальной индустрией Египта), эти люди упорно резали диорит — самый твердый из всех камней? Диорит, камень из западной пустыни, черный с тонкими прожилками, иногда беловатыми, имеет показатель твердости, равный девяти — а это всего на единицу меньше, чем алмаз! Тем не менее, эти люди резали диорит, как масло. Они умудрялись создавать из него канопы — сосуды, куда помещались внутренности умерших, четыре канопы по образу и подобию четырех сыновей Гора. Один из таких сосудов мне удалось внимательно изучить в нью-йоркском музее Метрополитен. Тогда было с абсолютной точностью установлено с помощью специальных приборов, фотографий, рентгеновских снимков и т. д., что сосуд сверлили инструментом, твердость сверла которого должна была быть на 14 пунктов выше алмаза. Проведя 17 опытов, мы не заметили никаких повреждений на инструменте, резавшем диорит, а ведь если бы это был алмаз, то от нагревания при трении в точке сверления произошла бы деформация. Что ж, это одна из многих технических загадок, которые хранит Египет и которые проявляются также и в его ювелирном искусстве — в использовании камня, металлов, разноцветного стекла.

Для древнеегипетского мастера-ювелира было очень важно, чтобы стеклянное или керамическое изделие внутри было такого же цвета, как и снаружи. Для нас это не имеет никакого значения: если нам нужна чаша или ваза синего цвета, нам достаточно, чтобы она была синей снаружи. Наше западное мышление не может сегодня понять, почему симпатичные кресла в этом зале, обшитые зеленой тканью, должны быть зелеными и внутри, там, где никто не увидит. Но древние египтяне мыслили по-другому. В работах высокого качества, тех, которые освящались в храмах (ведь в те времена, как и сейчас, были великие мастера и простые ремесленники, создававшие изделия для широкой публики), мы видим, что цвет материала внутри такой же, как и снаружи.

Мы также можем отметить высокую практичность ювелирных изделий древних египтян. Некоторые драгоценности, которыми украшали мертвых, имеют менее прочную оправу, чем те, что носят живые люди. Почему? Видимо, потому что мертвые не двигаются, украшения не портятся. Из тех же практических соображений эти изделия не подвешивали, а лишь клали сверху. Несколько дней назад, пытаясь классифицировать одно изделие, по форме напоминавшее скарабея, я столкнулся с проблемой, поскольку отверстие в нем не было сквозным. Дело в том, что если мы встречаем скарабея, пластину или любой предмет, в котором отверстие не сквозное, то это наверняка копия. И ты никогда не узнаешь точно, что в Египте было копией, потому что возможности копирования столь велики, что западные археологи теряются. Иногда даже продавцы копий и оригиналов путаются и выкладывают все на один прилавок. Единственное, что не удается скопировать в большинстве случаев, так это сквозное отверстие, которое образует двойной конус в центре изделия. С другой же стороны, на некоторых погребальных изделиях не предусмотрено сквозное отверстие, потому что их всего лишь клали сверху на умершего. Например, скарабей-сердце, которого помещали на место сердца умершего, не имел такого отверстия, он просто делался с двумя расправленными крыльями, символизирующими воскрешение, полет.

Часто говорят о проклятии фараонов, о целом ряде загадочных явлений. Эта тема всегда меня интересовала, не только с точки зрения истории и археологии, но и с точки зрения того, что мы можем назвать эзотерической частью древних религий, частью самой глубокой и самой таинственной. Ни одна из египетских легенд не говорит ни о каком проклятии. Это абсолютно точно. Конечно, есть предостережения: то, что вы делаете, может вызвать определенные последствия, — но ни о каких проклятиях речи не шло. Вся древнеегипетская цивилизация, все направление развития египетской культуры было крайне доброжелательным, было наполнено любовью, молитвой, верой в Бога. И это проявлялось во всем. У всех, от загадочного человека, жившего до времени пирамид, которого мы не можем себе представить, до современного человека, который учится в университете или где-то работает, всегда была и есть доброжелательность, была и есть вера в Бога; египтянам свойственно отсутствие злобы и недоброжелательства. Я говорю об этом, чтобы развеять многочисленные легенды о проклятиях Египта. Некоторые мои коллеги, испанские, французские ученые, у которых есть то или иное египетское изделие, иногда говорят: «Пожалуйста, уберите это отсюда, оно явно несет в себе проклятье, ведь с тех пор, как оно у меня, со мной произошло то-то и то-то». Но это не совсем так, это обыкновенное человеческое самовнушение. Если вы представите себе или внушите себе мысль о том, что эта пепельница, например, или любой другой предмет смертельно опасен или проклят, если мы все одновременно об этом подумаем и внушим себе, что этот предмет несет в себе проклятье, вероятно, кто-то до него дотронется и сразу умрет. Но вовсе не потому, что этот предмет проклят, а потому, что мы создали ментальную форму, всеобщее убеждение, и если мы его разделяем, когда дотрагиваемся до этого предмета, мы находимся в такой степени возбуждения, что в какой-то миг у нас может произойти остановка сердца. Итак, давайте представим, что никакого проклятия нет, а существует лишь удивительный мир, полный красок, полный магии.

Мы могли бы еще долго говорить на эту тему, например, о связи дней и металлов со звездами, но это было бы слишком долго, и мне кажется, вы предпочли бы посмотреть слайды.

Заканчивая нашу беседу, я хотел бы выразить благодарность за возможность поговорить сегодня об этом мире, столь древнем и столь прекрасном, о том, что я люблю и чему посвятил свою жизнь, — об изучении искусства, о философии. Обо всем, что позволяет нам, людям, любить друг друга, а разным народам — понимать друг друга. Что помогает связывать разные исторические эпохи между собой, чтобы человек никогда не чувствовал себя одиноким.
 

Лекция прочитана 15 ноября 1978 г. в Египетском институте исламских исследований в Мадриде.




Приглашаем на курс лекций «Философия и психология Востока и Запада»



Раздел:
Искусство Древнего Египта


Читайте на сайте:
Древний Египет: история, культура




Реклама
__________
тапочки подарочные почтой
___


Наш телефон:
8 495 973-11-63

Написать письмо



Яндекс.Метрика
 

© 1986–2024
«Новый Акрополь»


Политика конфиденциальности