Александр Толмасов
Есть ли сегодня в мире место хотя бы относительной истине? Ведь современный человек считает, что живет в несовершенном мире, а Истина — это нечто идеальное, и соединить эти понятия, увы, невозможно.
Однако не меньше половины тысячелетия существовал на нашей планете город с именем «Сет-Маат», что в переводе означает «Место Истины». В нем жили и работали мастера, чьи творения до сих пор вызывают восхищение многочисленных любителей старины и удивление ученых.
Если взглянуть на карту Египта, первое, что бросается в глаза, — это Нил, несущий свои воды через всю страну с юга на север. Подобно цветку лотоса, он раскрывает свои лепестки у Средиземного моря. В средней части течения Нил делает резкий изгиб и вновь продолжает свой путь к морю. Петля, которую делает река, создает подобие большого полуострова на западном берегу. Египтяне называли всю эту местность «Прекрасной лестницей Запада» или «Великим местом». В отрогах Ливийского хребта скрываются Долина Царей и Долина Цариц, где в скалах вырублены удивительные по красоте усыпальницы правителей эпохи Нового Царства. Здесь же в одной из долин и находится Сет-Маат — «Место Истины». А напротив, на восточном берегу, располагалась столица Древнего Египта того времени — город Уасет, который спустя сотни лет греки стали называть Фивами.
Для древних египтян мировой порядок, гармония и красота, справедливость и истина были неразрывно связаны с богиней Маат. На рельефах и росписях она изображалась прекрасной женщиной с крыльями и страусовым пером в волосах. Ее иероглиф — сидящая женская фигурка с пером.
Египтяне, в отличие от нас, не только стремились к Истине, но и верили, что она всегда пребывает рядом с человеком и что ею пронизан весь мир.
Маат приходит для того, чтобы быть рядом с тобою.
Маат присутствует везде, где ты находишься,
и сопровождает тебя, куда бы ты ни шел,
так что ты переполнен ею...
Одежда, укрывающая твое тело, — Маат...
Вдох и выдох твоих ноздрей — Маат...
Хлеб, который ты принимаешь в пищу, — Маат...
Это слова, написанные тысячи лет назад древнеегипетским мудрецом Аменемопе, не отделяют человека от Истины, а соединяют его с ней.
Маат — это ключевое понятие в мировоззрении и философии древних египтян. Законам Маат должен был следовать каждый. Они были смыслом жизни, состоянием души и долгом чести.
В подтверждение этого на древних изображениях мы можем видеть фараонов, подносящих богам в своих ладонях фигурку Маат как символ проявленной справедливости и заботы о народе и государстве.
Но вернемся к городу Сет-Маат. С первой его загадкой мы сталкиваемся, когда задаем вопрос: «А почему он вообще был построен в этом месте, если египтяне считали, что Маат, Истина, присутствует во всем?»
Для египтян жизнь длилась вечно. Рождение и смерть были лишь моментами перехода из одной формы жизни в иную, «воротами», через которые пролетает великая путешественница — птица Ба, душа человека.
Древняя «Книга выхода души в свет дня» рассказывает о Суде Осириса, где подводятся итоги земного пути человека. Его дела и поступки символически взвешиваются на весах: на одной чаше — сосуд Иб в виде сердца человека, на другой — перо Маат. Если человек действовал в согласии с сердцем, следовал законам Истины и Справедливости, то его сердце оказывается таким же легким, как перо Маат. Это означало возможность нового возрождения.
Город Сет-Маат был построен на западном берегу Нила, рядом с величественными некрополями Долины Царей и Долины Цариц, гробницы которых были покрыты изображениями сцен путешествия души. Именно здесь, в «Великом Чертоге Истины», происходил Суд Осириса. Именно здесь душа человека расправляла свои крылья для полета.
В современном понимании город был предназначен для жизни строителей. Пусть не совсем обычных — они строили культовые сооружения. Следы подобных городов были найдены (или их следует искать) рядом с древними столицами Египта. Таких строительных городков во все времена и у всех народов не перечесть.
Жителей город мог вместить не так уж много — несколько сотен человек. Но древние документы говорят о том, что город находился в прямом подчинении фараона. Именно фараон управлял городом через визиря — премьер-министра. Сегодня, в XXI веке, нам это сложно представить. Скажем, в Подмосковье идет стройка и строительным городком руководит Президент страны, а премьер-министр указом от его имени утверждает в должности каменщика или штукатура. А было именно так. Этот факт заставляет задуматься о том, как велико было значение маленького городка с именем Место Истины для судьбы величайшей цивилизации.
В городе жили архитекторы, чертежники-рисовальщики, скульпторы-резчики, художники, каменотесы, гипсоделы, инструментальщики (медники) вместе со своими семьями. Но кем они были? Рабами или свободными ремесленниками? А может, жрецами?
В разные времена их именовали «Слуги Великого места», «Послушные призыву в Месте Истины на западном берегу Фив», «Люди команды». «Слуга» — это раб или служитель-жрец? «Послушный призыву» — возможно, «воин»? А кто такие «люди команды»?
Могли ли рабы создавать гробницы в скалах и величественные храмы в долинах? Наверное, да. Но доверили бы им то, что считали важным? Вспомните, как вы сами работаете из-под палки. А необходимые для подобного строительства знания должны были включать различные науки: математику, геометрию, астрономию. Уникальные архитектурные ансамбли подтверждают, что его создатели в совершенстве владели проектированием и строительным делом, искусством живописи и скульптуры. Не говоря уже о знании правил языка и письменности, которая в Египте имела две разновидности: иероглифическую (иероглифов было около 700) для священных текстов и демотическое письмо — для деловой и обычной переписки.
А можно ли представить, что люди, возводившие гробницы — «Дома вечности» и храмы — «Дома, где живут боги», не знали магических ритуалов и таинственных церемоний, проводившихся там, то есть не владели знаниями, доступными жрецам? Мы знаем, что в Древнем Египте существовали братства жрецов и мастеров. Было ли подобное в Сет-Маат?
Мастеров, живших и творивших в этом городе, называли «людьми команды». Этот термин употреблялся в Древнем Египте в отношении команды корабля, и как она делилась на команду левого и правого борта, так и мастера были поделены на две бригады — «левую» и «правую». Известно, что в городе было два старших мастера, два писца, два хранителя ворот, два хранителя гробниц. И во главе города, этого символического «корабля», стоял фараон.
Фараон — владыка Египта и посредник между небом и землей. Он не только отвечал за все, что происходило в стране, но и являлся неизменным центром государства. Он был верховным жрецом и вдохновителем создания всех священных сооружений. Под его покровительством находились архитекторы, строители, художники, скульпторы.
И великое предназначение Сет-Маат, города мастеров, заключалось в поддержании традиции священного искусства Древнего Египта, которому отводилась необычайно важная роль. Оно должно было стать «мостом» между преходящим и вечным, Египтом земным и Египтом небесным, должно было помочь человеческой душе достичь мира небесного и дать возможность миру божественному проявиться здесь, на земле.
Этот «мост» был связан с символом «нетер», изображаемым в виде иероглифа, похожего на флаг или топор. «Нетер» обозначает все священное, божественное и место встречи с ним. И земное воплощение этого «моста» — это и есть поражающие наше воображение пирамиды и величественные храмы, искусно расписанные гробницы и удивительно выполненные скульптуры.
Материалы, из которых они были сделаны (гранит, обсидиан и др.), подбирались не случайно — эти творения создавались для Вечности. В то же время не известно ни одного сохранившегося древнеегипетского города — время поглотило их, ведь все они были построены из недолговечного кирпича-сырца. Земная жизнь — преходяща, священное — вечно.
Законы Маат сопровождали мастеров и в жизни, но прежде всего — в их работе. И ярче всего эти законы проявились в каноничности египетского искусства. Канон несет в себе частицу Маат — Истины и Красоты, запечатленную в камне и красках.
Египетские мастера использовали такую систему пропорционального деления фигуры на части, которая позволяла по части определить целое и по одной части определить размер другой. Предписаны были также все подробности изображения фигуры, ширина носа, размеры глаз, рта, ширина груди, толщина руки в различных местах — для всех частей тела была определена точная величина. Зная эти правила, художник мог нарисовать человеческую фигуру начиная с любого места. Кроме того, эти методы давали возможность художнику при изображении фигуры очень больших размеров судить по размерам целого о размерах отдельной части и наоборот. Известно, что египетские ваятели выполняли скульптуры огромных размеров по частям. Были случаи, когда несколько художников выполняли фигуру в разных местах и затем соединяли ее в одно целое.
Но не стоит воспринимать древнеегипетский канон искусства только как жесткий свод правил изображения, выраженный в пропорциях, позах и жестах. Это не так. Он не ограничивает художника. В изображениях разных периодов цивилизации Древнего Египта — а это многие тысячи лет — нет ничего абсолютно одинакового. Копии выполнялись только в особых случаях. Однако прослеживается закономерность в изображениях, выполненных по канону, — завораживающая красота, спокойствие и благородство образов. На лицах людей и в их фигурах — ни тени усталости или негативных эмоций, болезни или старости. Это не «остановленное мгновение» обычной жизни, это «застывшая вечность», время «длящееся».
Главной задачей канона было не просто научить мастеров создавать изображения богов, а помочь им творить «тела», в которые могли вселиться боги посредством таинственных ритуалов «оживления». Ба (душа) божества при этом должна «соединиться» со своим образом, чтобы иметь возможность пребывать какое-то время на земле. Ибо Египет будет существовать до тех пор, пока боги смогут приходить на его землю. Осирис... приходит как просветленный дух, Чтобы соединиться с образом своим в своем святилище... Он видит свой сокровенный образ, нарисованный в должном месте, свою фигуру, вырезанную на стене; И тогда он входит в свой сокровенный образ... Из гимнов Осирису
Изображения в гробницах, созданные по канону, были призваны помочь душе человека в его путешествии после смерти, содержали подсказки, помогали преодолеть опасности. Исследователи предполагают, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка — невидимую часть человека, его двойника. Египтяне верили, что изображение имело силу, способную влиять на происходящее во Вселенной, в том числе в мире невидимом.
Мастера Сет-Маат как настоящие «воины Красоты» стояли на страже принципов, запечатленных в каноне, воссоздавая все то, что отражает законы Гармонии и нерасторжимого единства: «как наверху, так и внизу».
По преданиям, канон был дан людям богами в виде книги, которая упала к ногам Имхотепа — великого мастера и мудреца эпохи Древнего царства, зодчего, создавшего ступенчатую пирамиду царя Джосера в Саккаре. Книга не дошла до наших времен, но то, что создано благодаря Канону, было образцом для древних греков, римлян и творцов Возрождения, и будет так же восхищать не только нас, но и наших потомков.
Город был недоступен для посторонних. Он был окружен стеной, а охрану осуществляло специальное подразделение. Это могло означать, что знания, которыми обладали мастера, не должны были быть доступны всем.
У каждого мастера одновременно работали и учились ученики. Среди них почти всегда находились и сыновья мастера. Им в первую очередь отец передавал тайны своего искусства. Но были случаи, когда мастер отдавал своего сына для обучения другой профессии. В любом случае, воспитание, обучение мастерству и передача сокровенных знаний ученикам было святым долгом мастера в Древнем Египте.
Что касается тебя, передай своему ученику мудрость
И наставления традиции.
Пусть делами своими он станет примером
Для подражания для сыновей великанов.
Да поселятся в его сердце понимание
и справедливость.
Да научится он чувствовать сердца других людей,
И тех, кто в нем нуждается, и тех, кто его наставляет.
Ибо нет человека, кто был бы мудрым от рождения.
Птаххотеп
Сохранилось огромное количество остраконов (плоских кусочков известняка и глиняных черепков), содержащих зарисовки с натуры, графические наброски будущих работ, эскизы росписей, планов храмов и гробниц, записи и письма мастеров. Город был подобен «Домам жизни», в которых шла постоянная работа по передаче знаний и совершенствованию мастерства различных жреческих и профессиональных братств. Возможно, в городе мастеров тоже были свои классы, мастерские, библиотеки. Круг читательских интересов мастеров чрезвычайно широк. Многие уникальные тексты и папирусы известны нам именно благодаря находкам в Сет-Маат. Большую их часть представляет поучительная литература — моральные наставления и рекомендации по поведению.
Исследователи отмечают, что все внутренние дела в городе выполняли сами жители. На воротах города несли круглосуточно службу стражники, юридические дела решали самые уважаемые горожане-мастера. Врачеванием мастера занимались тоже сами. Примечательно, что в городе не было специально выделенных жрецов. Все ритуалы и церемонии проводились мастерами. В городе был свой оракул. К администрации города можно отнести двух «Писцов царских гробниц», которые отчитывались перед фараоном за происходившее в городе и на строительстве и доводили указания правителя до жителей и «Начальника работ», который отдавал распоряжения по ходу сооружения гробниц. Государство выдавало мастерам в оплату за работу продукты, масла для умащивания, ткани на одежду и выделяло помощников для ведения домашнего хозяйства, а также водоносов, доставлявших воду.
Жили мастера без роскоши, но в достатке. Город делился центральной улицей на правую и левую стороны, изредка пересекавшиеся переулками. Дома стояли вплотную друг к другу, имели одинаковую планировку и состояли из нескольких комнат. Здания строились из необожженного кирпича, внутри отделывались гипсовой штукатуркой с добавлением резаной соломы. Крыша делалась из пальмовых ветвей.
Входная дверь вела в первую небольшую комнату, в стенах которой были ниши для статуэток, здесь же находилось алтарное возвышение, часто имевшее изображение бога Бэса — покровителя домашнего очага. Следующая комната была выше и просторнее — это зал, под потолком которого располагались окна, а в центре находилась одна или две колонны. Далее располагались спальни или рабочие комнаты, имелась подвальная кладовая. За ними — маленький дворик с печью для приготовления еды и жерновами.
Интересно отметить, что самое сакральное место находилось у входа, а не в глубине, как мы привыкли. Если сопоставить расположение комнат в доме со структурой египетского храма (пилоны-вход, открытый дворик, гипостильный зал с колоннами, святилище), можно предположить, что в доме акцент делался на выходе из него, а не на входе. Мастер, направлявшийся на работу, начинал свой путь с «профанной» хозяйственной части дома, а выходил через домашнее святилище. Что же следовало дальше, за святая святых дома? Выйдя на улицу, мастер подходил к северным воротам, за которыми располагался храм Хатхор-Маат. Направлявшийся к «Домам вечности» просто не мог его миновать. У храма начинались горные тропы, ведшие к Долинам Царей и Цариц. До них было несколько часов пешего перехода. Туда в начале недели, которая у египтян составляла 10 дней, и направлялись на работу мастера. Возвращались они домой на выходные — на
Храм Хатхор-Маат — еще одна загадка Сет-Маат. При всей колоссальной значимости понятия и образа Маат в Египте это единственный из известных сегодня храмов, связанных с ее именем. Он имеет три предела (крипты). В левой крипте находится изображение Суда Осириса, крайне редко встречающееся вне гробниц. Храм посвящен также Имхотепу и Аменхотепу сыну Хапу — величайшим мастерам Древнего Египта.
Следуя канону, который уподоблял творческий процесс работы священнодействию (ибо первыми творцами были сами боги), мастера, очевидно, приходили сюда, чтобы пройти обряд, который позволил бы им работать в священных местах. Кстати, хроники Сет-Маат содержат интересные записи о том, что могло послужить причиной невыхода на работу. Среди упоминаний о болезнях, рождении детей или выполнении функции врача значится ссора с женой. Нам это может показаться удивительным, но только на первый взгляд — ведь к священнодействию нельзя допустить человека в состоянии психологической дисгармонии.
Поколения за поколениями мастера трудились над созданием «Домов вечности» для фараонов и других царственных особ. Основание поселка предположительно можно отнести к началу XVIII династии — времени правления Аменхотепа I. Именно ему и его матери поклонялись как божествам мастера Сет-Маат и устраивали ежегодные празднества.
С тех времен благодаря усилиям зодчих, строителей, художников и скульпторов в Долине Царей были вырублены в скалах и искусно украшены по крайней мере 62 гробницы, из них 24 царских, а в Долине Цариц находятся более 100 гробниц и погребальных колодцев. Очевидно, горные склоны хранят еще свои тайны, но и эти цифры поражают воображение, учитывая, что протяженность одной гробницы могла достигать 200 м (гробница царицы Хатшепсут), а количество обнаруженных в них покоев доходит до 67 (гробница сыновей Рамсеса II).
Строительство начиналось с поиска подходящего места при участии царской комиссии и визиря. После завершения поиска архитекторы составляли план и делали разметку входа в гробницу. С этого момента мастера, получив с царских складов медный и бронзовый инструмент, могли приступать к работе. В то время как каменотесы вырубали стены, за ними следовали штукатуры и отделывали стены гипсовой штукатуркой; им помогали гипсоделы, готовившие раствор. Следом шли рисовальщики, наносившие контуры изображений и текстов красной краской. Старший художник корректировал изображения черным цветом, доводя их до совершенства. (В других местах Египта обычно происходило наоборот — подмастерья рисовали наброски черным, а мастер исправлял красным.) Далее стена переходила к скульпторам-резчикам, вырезавшим «возвышенный» рельеф и снимавшим лишний гипс с плоскости стены, в отличие от «углубленного» контр-рельефа, который использовался в храмах. В заключение художники расписывали потолок, стены и рельефы цветными красками. На потолке обычно изображали звездное небо или астрономические сцены. Краски делались на минеральной основе, поэтому даже сегодня мы можем видеть их первозданные цвета.
Что было после? Архитектура, обретя свое воплощение, должна была стать «Домом вечности». Как это происходило, не знает сегодня никто. И древняя цивилизация продолжает хранить свои тайны, ожидая тех, кто обратится к ней с открытым сердцем.
Сегодня мы можем через призму тысячелетий прикоснуться к тому посланию, которое древние египтяне предназначали Вечности, к тому, что известно как Священное Искусство Древнего Египта, что обращается к нам через творения талантливых и великих мастеров, которые служили Маат — Истине и Гармонии — и которых по праву можно назвать жрецами и воинами Красоты. И прислушаться к их совету:
Постарайся, чтобы память, которую ты оставишь о себе после смерти, была совершенной, а это будет так, если при жизни ты будешь служить истине и соблюдать честность и справедливость. Ибо не бывает сердца человеческого, на которое невозможно было бы рассчитывать. Мерикара
Приглашаем на курс лекций «Философия и психология Востока и Запада»