За двадцать лет Россия пережила три войны и три революции. Экономическое обнищание огромных масс народа, поиск новых политических форм, террор, забастовки, бунты, демонстрации. Ответом на революционный террор был террор правительственный. Бурное развитие науки породило в человеке уверенность в безграничности своих возможностей и в постижимости мира, в полной предсказуемости будущего. Это сначала дало ему уверенность в своих силах, но потом в груди образовалась страшная пустота, заполнить которую было нечем… Кризис, упадок, разрушение, возрождение, перелом - эти слова часто звучали в России начала XX века.
К концу XIX века Петербургская и Московская консерватории стали солидными учебными заведениями. Молодые композиторы пишут новую философскую музыку: С.В. Рахманинов ("Алеко", "Франческа да Римини"), А. Н. Скрябин ("Божественная поэма", "Поэма экстаза", "Прометей" ("Поэма огня"), И. Ф. Стравинский (балеты "Жар-птица", "Весна священная"), С. С. Прокофьев, Н. К. Метнер и др. Н.А. Римский-Корсаков создает оперы-сказки: "Садко", "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже", "Золотой петушок".
Рассвет переживает театральное искусство. Рождается Художественный театр.
Драматурги А. П. Чехов, М. Горький пишут "новые драмы", обнажающие переживания людей, их искания. Появляется русская символистская драма - И. Анненского, А. Блока, Л. Андреева, Ф. Сологуба, М. Цветаевой. Рубеж XIX-XX вв. - это и время режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Вс. Мейерхольд). Драма все меньше начинает восприниматься как собственно литературный текст и все больше как материал для сцены.
Рождается Частная русская опера С. И. Мамонтова. Оперные певцы Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова покоряют мир.
Возрождается балет. Балетмейстер и танцовщик М. Фокин, звезды русского балета А. Павлова, В. Нижинский, Т. Карсавина возвышают танец до уровня высокого искусства.
Новая, наполненная светом и воздухом, живопись больше не "обличает", она показывает выход из рутинных будней, предлагает героические, легендарные, философские и религиозные темы. Создают свои творения художники: В.М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, В. Д. Поленов, Н. К. Рерих, Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, К. С. Петров-Водкин и др. В 1881 г. для широкой публики распахнулись двери частной картинной галереи П. М. Третьякова. В 1898 г. открылся Русский музей в Санкт-Петербурге. В 1912 г. в Москве начал работу Музей изящных искусств (ныне Государственный Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Расцвет стиля модерн в России (в Москве - Ф. О. Шехтель, в Санкт-Петербурге - Ф. И. Линдваль).