История местности, где суждено было возникнуть Царицынскому ансамблю, уходит в глубину веков. В X-XI веках здесь жили племена вятичей. Свидетельство тому курганы, которые и сейчас можно увидеть в царицынском парке. Раньше это место называлось Черная Грязь, поскольку издавна славились здешние окрестности святыми ключами и лечебными грязями.
Владельцами Черной Грязи были и бояре Стрешневы, и их родственники Голицыны, и молдавский господарь Дмитрий Кантемир, которому сельцо было пожаловано самим Петром I. В 1775 году у сына Кантемира Сергея его покупает сама императрица Екатерина II. Своему личному архитектору Василию Баженову она заказывает построить летнюю увеселительную императорскую резиденцию "в готическом вкусе".
Целых десять лет продолжалось строительство (1775-1785 гг.). На небольшой территории встали дворцы, павильоны, беседки, ротонды, мосты, фигурная арка. Была даже задумана высокая башня с часами, но ее проект не успели воплотить. На центральной площади стояли два дворца для Екатерины и ее сына Павла, в плане зеркально отражающие друг друга. Перед ними было возведено самое большое по размерам здание дворец-храм.
Приезд императрицы летним днем 1785 года стал для Царицына роковым. Едва осмотрев все постройки, она, не прощаясь с архитектором, уехала. Через несколько дней было отдано распоряжение о сносе трех центральных дворцов. Сейчас на этом месте стоит так и не достроенный дворец по проекту ученика Баженова Матвея Казакова, а на месте большого дворца зеленая лужайка.
Сотни исследователей ломают голову над причиной гнева великой императрицы. Дворец оказался недостоин ее маленький, тесный, да еще равный зданию, предназначенному нелюбимому сыну Павлу? Но она сама утверждала весь проект ансамбля. Интриги завистников? Близость Баженова к наследнику и связь обоих со столь противным сердцу государыни масонством? Последнее предположение считают наиболее вероятным.
Возможно и другое. Тот мир, который создал Баженов, не для зевак и наблюдателей. Он будоражит воображение, заставляет искать ответы на свои вопросы и если повезет открывает какие-то тайны. Но открывает он эти тайны тому, кто способен их понять. Или хотя бы пытается. Пытается увидеть за затейливыми декорациями мечту о Красоте, за прихотливым расположением зданий мечту о справедливом устройстве общества, за интерьерами необычной формы овальными, восьмигранными, круглыми мечту о том, чтобы человек, попадая в них, удивлялся, искал, менялся…
Ансамбль до недавнего времени был заброшен и ветшал в запустении. За последние семь лет были восстановлены сохранившиеся павильоны, кроме так называемого Хлебного дома и казаковского дворца. Сотрудники созданного в Царицыно музея (есть несколько экспозиций) бережно хранят память о его создателе, изучают его историю. В Оперном доме проводятся концерты классической музыки, музыкальные вечера.