18 июля 2007 г. в «Культурном центре «Новый Акрополь» в Москве состоялась лекция «Готический собор: мистика света».
Готика родилась во Франции. Ее рождение в начале XII века было подобно взрыву. Всего за 100 лет, с 1150 по 1250 год в одной только Франции было создано более 150 сооружений в новом стиле. А за 300 лет с середины XII века количество камня, ушедшего на возведение готических храмов, превысило объем всех египетских монументов.
На смену громадным романским храмам, подавлявшим своей тяжестью и величием, пришли готические соборы. Готический храм — открывал путь вверх, навстречу льющемуся из огромных окон свету.
Собор есть свет. Обилие скульптуры, каменная резьба, витражи, сияющее золото алтарей…
Что представлял собой готический собор? Что до нас пытались донести древние архитекторы?
«В ней все соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений, эта легкая паутина резьбы, опутывающая его своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость — это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим и им конца нет, — весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека».
Н.В. Гоголь