РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬрепликаДревний Египет
Эпоха Птолемеев. III в. до н. э.
Оригинал: гранит
Лондон, Британский музей31 x 25 см
Розеттский камень — знаменитый памятник египетской истории, благодаря которому была разгадана тайна иероглифов. Плита высотой 1,5 м была найдена при раскопках средневековой арабской крепости Розетта в 1799 г. В течение 20 лет после этого предпринимались попытки расшифровать иероглифы Розеттского камня, но лишь в 1822 г. французский египтолог Жан Франсуа Шампольон добился успеха. Он установил, что на камне трижды был высечен декрет Птолемея V: на греческом — языке правителей Египта; демотическим письмом, которое в то время было в ходу у египтян; и древнеегипетским, которое использовали жрецы. Ключом к дешифровке стало имя Птолемея, выделенное картушем среди других иероглифов.
ИЕРОГЛИФЫрепликаДревний Египет
Оригинал: песчаник 22 x 14 см
Древнеегипетская письменность развивалась тысячелетиями. В период Среднего царства насчитывалось около 700 иероглифов. Иероглиф мог передавать один звук, два звука, три звука или целые слова и понятия. Иероглифы могли писаться и читаться слева направо, справа налево и сверху вниз. Расположение иероглифов относительно друг друга подчинялось особому закону эстетики — иероглифы пытались группировать в форме прямоугольника. Поэтому письмо было не только наукой, но и искусством.
ПИРАМИДАмакетВыс. 12 см
Египетские пирамиды — единственное (из семи древних) сохранившееся чудо света и самый узнаваемый символ Египта. Макет египетской пирамиды в разрезе позволяет увидеть её внутреннее строение, центральную царскую камеру и ход, ведущий к ней. Пирамиды по сей день остаются великой загадкой Древнего Египта. Мы так и не знаем, как и зачем были построены эти гигантские сооружения. Всё чаще учёные соглашаются с версией, согласно которой пирамиды никогда не были местом захоронения, а являлись древнейшими инициатическими центрами.
ПАЛЕТКА НАРМЕРАрепликаДревний Египет
I династия. Ок 3000 г. до н. э.
Оригинал: сланец
Каир, Египетский музейВыс. 20 см
Палетка Нармера — один из самых древних памятников времён первой династии, выполненный по всем канонам древнеегипетского искусства. Нармер традиционно отождествляется с Менесом — объединителем Верхнего и Нижнего Египта, основателем первой древнеегипетской столицы, города Мемфиса. Нармер изображён в белой короне Верхнего Египта, в церемониальном костюме. Нармер поражает врага; подобно богам, он стремится «утвердить Маат» — божественный порядок, гармонию, противостоящую хаосу. В древнеегипетском искусстве это изображение стало каноническим.
АМЕНЕМХЕТ IIIрепликаДревний Египет
XII династия. XIX в. до н. э.
Оригинал: гранит
Москва, ГМИИ им. А. С. ПушкинаВыс. 35 см
Аменемхет III — великий фараон Среднего царства, чьё 45-летнее правление стало периодом культурного и экономического расцвета египетского государства. В Египте сохранилось большое количество памятников, созданных в период царствования Аменемхета III. Колоссальные храмовые комплексы по указу фараона возводили во многих городах Египта. Аменемхет III и его отец Сенусерт III были обожествлены царями XVIII династии.
АМЕНХОТЕП II
реплика
Древний Египет
XVIII династия. XV в. до н. э.
Оригинал: красный кристаллический песчаник
Париж, Лувр
Выс. 32,5 см
Аменхотеп II (1450–1425 гг. до н. э.), фараон XVIII династии, был могучим и непобедимым воином. Его лук, по легендам, не мог согнуть ни один человек. Аменхотеп II изображён в царском головном уборе немесе, синие и золотые полоски которого напоминали о связи фараона с богами. Поднявшаяся надо лбом кобра-урей — символ бдительности царя, всегда стоявщего на защите спокойствия и целостности государства.
АМЕНХОТЕП IIIрепликаДревний Египет
XVIII династия. XIV в. до н. э.
Оригинал: диорит
Париж, ЛуврВыс. 32,6 см
Аменхотеп III (его имя означает «Амон доволен») — фараон XVIII династии, правивший в начале XIV в. до н. э. В период его царствования Египет достиг наибольшего могущества. Аменхотеп был дружен с царями Вавилона, Миттани и Кипра.
Аменхотеп III прославился как покровитель искусств и великий зодчий. При нём было развёрнуто активное строительство в основных священных центрах Египта: в храмовом комплексе Карнака и в Луксоре, где был сооружён храм Амона-Ра.
Знаменитые сфинксы, установленные на набережной Невы в Санкт-Петербурге, когда-то были частью храма, посвященного Аменхотепу III.
СФИНКС АМЕНХОТЕПА IIIрепликаДревний ЕгипетВыс. 12,5 см
В образе сфинкса изображен фараон XVIII династии Аменхотеп III. В лапах сфинкса сосуды ну, наполненные священной водой Нила в период разлива великой реки. Вода символизировала плодородие и благосостояние Верхнего и Нижнего Египта, которое обеспечивалось мудрым и справедливым правлением фараона.
ЛАДЬЯ ХАТШЕПСУТрепликаДревний Египет
XVIII династия. XV в. до н. э.
Оригинал: рельеф из храма Хатшепсут
в Дейр-эль-Бахри20 x 34 см
Известны имена четырёх женщин, единолично правивших древнеегипетским государством. Самая знаменитая из них — Мааткара Хатшепсут. В памяти многих поколений египтян время правления Хатшепсут сохранилось как период расцвета египетской цивилизации и создания замечательных памятников искусства. На стенах заупокойного храма царицы Хатшепсут сохранились великолепные рельефные композиции, повествующие об основных событиях, произошедших в период правления царицы. Часть из них рассказывает о снаряжённой Хатшепсут морской экспедиции в страну Пунт (совр. Сомали) за благовониями «для отца её, бога Амона».
НЕФЕРТИТИрепликаДревний Египет
XVIII династия. XIV в. до н. э.
Оригинал: песчаник
Берлин, Египетский музейВыс. 28 см
«Преисполненной красотами» называли современники царицу Нефертити, супругу фараона Эхнатона, ставшую одним из символов женской красоты. Скульптурный портрет Нефертити, хранящийся в Берлине, считается одним из самых прекрасных её портретов и по праву является шедевром мирового искусства.
СЕТИ IрепликаДревний Египет
XIX династия. XIII в. до н. э.
Оригинал: фрагмент рельефа из храма фараона Сети I
Абидос43 x 31 см
Сети I — второй фараон XIX династии. За время своего правления (1337–1317 гг. до н. э.) он вернул азиатские владения Египта, утраченные при Эхнатоне (ок. 1419–1400 до н. э.), а также восстановил разрушенные по указу Эхнатона храмы. При Сети I было возведено и множество новых храмов, в том числе в Абидосе, продолжалось строительство гипостильного зала в Карнаке (было завершено его сыном Рамсесом II). На рельефе Сети I изображён в голубой короне хепреш.
СЕТИ I И ХАТХОРрепликаДревний Египет
XIX династия. XIII в. до н. э.
Оригинал: окрашенный известняк
Париж, Лувр49 x 21 см
Сети I — второй фараон XIX династии. За время своего правления (1337–1317 гг. до н. э.) он вернул азиатские владения Египта, утраченные при Эхнатоне, а также восстановил разрушенные по указу Эхнатона храмы. При Сети I было возведено и множество новых храмов, в том числе в Абидосе, продолжалось строительство гипостильного зала в Карнаке (было завершено его сыном Рамсесом II). На рельефе фараона благославляет Хатхор, богиня Вечной Любви и Небесной Красоты, Великая Мать, дающая жизнь всему на земле.
РАМСЕС I МЕЖДУ АНУБИСОМ И ХОРОМрепликаДревний Египет
XIX династия. XIV в. до н. э.
Оригинал: роспись из усыпальницы Рамсеса I
Фивы19 x 19 см
«Самое совершенное место» — так называлась в древности знаменитая Долина Царей, ущелье на западном берегу Нила, место захоронения египетских фараонов эпохи Нового царства. Стены огромных усыпальниц, вырубленных в скалах, покрывались росписями, которые были призваны помочь душе умершего человека достичь мира божественного и обрести новую жизнь. На одной из стен своей гробницы Рамсес I, основатель XIX династии, изображён между Хором, который покровительствовал фараону при его жизни, и Анубисом, который сопровождал царя в путешествии по невидимому миру. Хор и Анубис ведут Рамсеса I к Осирису, чтобы тот даровал фараону бессмертие и возрождение.
РАМСЕС II РЕБЕНОКрепликаДревний Египет
XIX династия. XIII в. до н. э.
Оригинал: известняк
Париж, Лувр17 x 13 см
На рельефе фараон Рамсес II изображён в образе мальчика-принца с символическим локоном юности на голове. Царственный юноша сидит на подушке и подносит ко рту указательный палец.
Это древнее каноническое изображение фараона в образе Харпо-крата наполнено глубоким смыслом: локон символизирует мудрость, которая дарует вечную молодость душе, а приложенный к губам палец — тишину и молчание достигшего мудрости: «Кто говорит, тот не знает, кто знает, тот молчит».
РАМСЕС II НА КОЛЕСНИЦЕрепликаДревний Египет
XIX династия. XIII в. до н. э.
Оригинал: рельеф из храма Амона в Луксоре17 x 27 см
Фараон Рамсес II — одна из наиболее значительных фигур XIX династии. Ещё при жизни он почитался как «живущая душа Ра-Хорахте», как земной образ солнечного бога. Время правления «Возлюбленного Амоном» стало золотым веком в истории Египта. Рамсес II возглавил второй в истории Египта поход против хеттов и одержал победу в битве колесниц при Кадеше, использовав дрессированных львов. В храмах и гробнице фараона было найдено множество изображений военных сцен, которые стали символом царствования Рамсеса II, особо почитавшего Сета, бога войны и трансформации.
СФИНКС РАМСЕСА IIрепликаДревний Египет
XIX династия. XIII в. до н. э.
Оригинал: песчаник
Каир, Египетский музейВыс. 18,5 см
Сфинкс — это мифологическое существо с головой человека, телом льва (иногда быка) и крыльями орла. В образе сфинкса изображён фараон XIX династии Рамсес II. Сосуд с водой из Нила в лапах сфинкса символизировал плодородие, благосостояние страны, которое обеспечивалось мудрыми и справедливыми действиями фараона.
ЦАРИЦА НЕФЕРТАРИрепликаДревний Египет
XIX династия. XIII в. до н. э.
Оригинал: роспись из усыпальницы Нефертари
20 x 13 см
Царица Нефертари была главной супругой знаменитого фараона Рамсеса II. Она изображена в парадном головном уборе — шути, состоящем из тёмно-синего парика, золотого коршуна богини Мут, покровительницы цариц, золотого солнечного диска и стилизованных страусиных перьев.
Белоснежное жреческое одеяние Нефертари украшено многоцветным ритуальным ожере Фивыльем усех. Рядом выписаны её имя и титулы.
Память о супруге Рамсеса пережила века: в далекой Нубии, в священных скалах Абу-Симбела, обожествлённой царице был посвящён особый храм.
НЕФЕРТАРИ, ИГРАЮЩАЯ В СЕНЕТрепликаДревний Египет
XIX династия. XIII в. до н. э.
Оригинал: роспись из усыпальницы Нефертари
Фивы20 x 21,5 см
Выс. с подставкой 27 см
Царица Нефертари — «Самая прекрасная», та, «ради которой светит солнце», — была главной супругой Рамсеса II (1290–1224 гг. до н. э.) и верховной жрицей бога Амона. Cенет — древнейшая игра, в некоторой степени напоминающая современные шашки. На рельефе Нефертари изображена играющей в сенет с собственной судьбой. Доска с 30 клетками — это путь, который должна пройти душа царицы. Победить в игре значило преодолеть многочисленные опасности, которые ожидают душу на её пути к новой жизни.
ПТОЛЕМЕЙ
реплика
Древний Египет
Эпоха Птолемеев. 305–30 гг. до н. э.
Оригинал: известняк
Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина
Выс. 12 см
Скульптурная модель головы одного из правителей Египта эпохи Птолемеев.
Такие скульптурные модели создавали по строгим канонам главные мастера-жрецы; затем скульптуру могли копировать другие мастера.
КОРОНАЦИЯ ПТОЛЕМЕЯ VIрепликаДревний Египет
Эпоха Птолемеев. II в. до н. э.
Оригинал: рельеф из храма Хора в Эдфу26 x 20 см
На рельефе изображена церемония коронации царя Птолемея VI. Покровительница Нижнего Египта богиня Уаджет в Красной короне и покровительница Верхнего Египта богиня Нехбет в Белой короне возлагают на голову фараона пшент (венец Обеих Земель), символизирующий единство египетского государства.
Это означало, что фараон становится наместником бога Хора на земле и обязан поддерживать всеобщую гармонию — Маат. Согласно мифу, после коронации бог письма Тот и его супруга Сешат, владычица счёта, записывали имя нового правителя на листьях священного дерева Ишед. Эти записи тысячи лет хранят имена всех египетских царей.
ЖРЕЦ ПЕРЕД ПТАХОМрепликаДревний Египет15 х 10 см
Выс. с подставкой 17 см
Птах — один из древнейших богов египетского пантеона, бог-покровитель искусств и ремёсел, в мемфисской космогонии — бог-творец. Птах создал мир «сердцем и словом». Мемфис был одним из центров художественного творчества, которому покровительствовали жрецы храма Птаха.
ЖРЕЦ БОГИНИ ХАТХОРрепликаДревний Египет
XVIII династия. XIV в. до н. э.
Оригинал: брекчия
Каир, Египетский музей15 х 10 см
Выс. с подставкой 17 см
Верховный жрец богини Хатхор (один из самых высоких титулов в Древнем Египте) изображён в традиционном египетском парике и ожерелье шебиу. Хатхор («дом Хора») в древнеегипетской мифологии — богиня неба, радости и любви. Она дочь бога солнца Ра, «Золотая богиня». Египтяне почитали ее как идеал женственности и материнства.
СТЕЛА ЖРЕЦА ЧИАрепликаДревний Египет
XIX династия. XIII в. до н. э.
Оригинал: песчаник
Париж, Лувр12 х 9 см
Выс. с подставкой 15 см
Стелы, «каменные стражники», возводимые в древнеегипетских храмах, символизировали связь между миром людей и миром богов. Изображение на стеле человека, коленопреклонённого перед богом, означало, что его «духовный двойник», Ка, также предстаёт перед богом на небе. Царский писец Чиа изображён перед триадой важнейших древнеегипетских божеств. «Всего три бога есть, — поётся в гимне, — Амон, Ра, Птах. Нет другого. Скрытое имя Его как Амон. Ему принадлежит Ра как лицо, тело Его — Птах. Города их на земле в вечности и бесконечности установлены: Фивы, Гелиополь, Мемфис», — говорится в одном из древнеегипетских текстов.
СТЕЛА РАМОСЕрепликаДревний Египет
XVIII династия. XIV в. до н. э.
Оригинал: рельеф из усыпальницы
визиря Рамосе
Фивы49 x 37 см
На стеле изображены знатный египтянин Рамосе и его супруга. Их одеяния сделаны из тонкого и прозрачного льна, украшены амулетами из драгоценных металлов и камней, имеющих значение талисманов, что характерно для периода Нового Царства. Египтянку украшают лотосы — священные цветы, символизирующие красоту, чистоту и бессмертие.
НАЧАЛЬНИК КОЛЕСНИЦ АМЕНХОТЕПрепликаДревний Египет
XVIII династия. XIV в. до н. э.
Оригинал: рельеф из усыпальницы визиря Рамосе
Фивы33 x 25 см
Аменхотеп, «начальник колесничих войск», изображён в белоснежном одеянии из тончайшего льна. В его руках скипетр хепер — символ высшей светской власти. На шее — широкое ожерелье усех, поверх которого надето «золото доблести» — двухъярусное ожерелье шебиу, дарованное вельможе царём в качестве награды за особые заслуги.
ЗНАТНАЯ ДАМА ДЕПЕТрепликаДревний Египет
XVIII династия. XIV в. до н. э.
Оригинал: известняк
Париж, Лувр32 x 24,5 см
На рельефе изображена знатная дама Депет, мать вельможи и военачальника Именеминета. Её имя означает «Госпожа дома». Депет изображена в жреческом одеянии из тончайшей льняной ткани. На голове знатной дамы жреческий головной убор — диадема из лотосов, священных цветов солнечного бога Ра.
ПИСЕЦ ИСЕКрепликаДревний Египет
XVIII династия. XV в. до н. э.
Оригинал: песчаник
Москва, ГМИИ им. А. С. ПушкинаВыс. 27 см
Так называемые кубообразные статуи — одно из самых распространённых канонических скульптурных изображений Древнего Египта. Тело жреца, сидящего на корточках, со сложенными на коленях руками, напоминает куб, который венчает голова жреца. Такая каноническая поза символизировала победу духа над материальной природой. Статичность фигуры подчёркивала сосредоточенность человека, его готовность к восприятию божественного слова. Как правило, на подобных статуях высекали обращения к богам, таинственную природу которых пытались постичь мудрецы.
ПИСЕЦ СО СВИТКОМрепликаДревний Египет
XII династия. XIX–XVIII вв. до н. э.
Оригинал: серый сланец
Москва, ГМИИ им. А. С. ПушкинаВыс. 14,5 см
Писцов, знавших «божественное слово» — иероглифику, созданную богом Тотом, — поддерживавших устои древнеегипетского общества, часто изображали египетские мастера. Письму, религиозным навыкам, мудрости предков египетские юноши обучались в храмовых школах, называвшихся пер анх — «Дом жизни».
ХАТХОР И ЖРЕЦрепликаДревний Египет
XXVI династия. VI в. до н. э.
Оригинал: сланец
Каир, Египетский музейВыс. 25 см
Хатхор («дом Хора») в древнеегипетской мифологии — богиня неба, радости и любви. Она дочь бога солнца Ра, «Золотая госпожа любви». Египтяне почитали её как идеал женственности и материнства. Ей посвящены малахит и бирюза, священные камни египтян. Хатхор повелевает зелёным и голубым — цветами, символизирующими вечную жизнь. Священным деревом богини считается сикомора. По мифу, она обитает в стволе этого дерева.
Хатхор заботилась не только о живых, но и об умерших, помогая им перейти из земного мира в мир иной. Милостивая богиня кормит души умерших жертвенной пищей и водой.
Скульптура, найденная при раскопках в Саккаре в гробнице писца Псамметиха, выполнена в стиле царских статуй Нового царства. Она представляет богиню Хатхор в образе священной коровы.
ЖРИЦЫ СИКОМОРЫрепликаДревний Египет
XIX династия. XIII в. до н. э.
Оригинал: роспись из усыпальницы жреца Усерхета
Фивы 16 x 11 см
На рельефе — супруга и дочь жреца Усерхета. Это фрагмент изображения сцены поклонения священному дереву сикоморе, в стволе которого обитала великая богиня неба Хатхор. Она питала человека соком сикоморы. Отведав даров Хатхор, человек получал новые духовные силы.
ИНСТРУМЕНТАЛИСТКИрепликаДревний Египет
XVIII династия. XV в. до н. э.
Оригинал: роспись из
усыпальницы вельможи Нахта
Фивы27 x 26 см
На рельефе изображены юные жрицы, играющие на музыкальных инструментах: флейте, арфе и тиорбе (струнном инструменте из панциря черепахи, предполагают, что по звучанию он был похож на современное банджо). Музыка занимала важное место в жизни египтян. На стенах фиванских гробниц можно увидеть множество изображений певцов, танцоров, музыкантов. Очевидно, что уже во времена строителей пирамид музыка почиталась как великая созидающая сила.
ЕГИПЕТСКАЯ ЛОЖЕЧКАрепликаДревний Египет
Новое царство. XVIII династия. Конец XV в. до н. э.
Оригинал: слоновая кость, чёрное дерево
Москва, ГМИИ им. А. С. ПушкинаДлина 23 см
Подобные ложечки применялись для хранения косметических порошков, кремов, масел и благовоний. Ручка ложечки выполнена в виде плывущей обнаженной девушки с цветком розового лотоса в руках. По одной из версий, в образе девушки предстает богиня неба Нут. А из лотоса — священного цветка египтян, который она держит в руках, каждое утро рождается молодое солнце.
ЁЖрепликаДревний Египет
Оригинал: фаянс
Москва, ГМИИ им. А. С. ПушкинаВыс. 6,5 см
Ёж, способный видеть в темноте, со времён древнего царства почитался как священное животное, защитник дома и домашнего очага.
МЕДУМСКИЕ ГУСИрепликаДревний Египет
IV династия. III тыс. до н. э.
Оригинал: роспись из усыпальницы Нофермаат
Каир, Египетский музей15 x 90 см
Эта роспись из мастабы сановника Нофермаата и его супруги Итет — одна из самых древних сохранившихся росписей эпохи Древнего царства.
В космогонических представлениях древних египтян гусь, «Великий Гоготун», — творец Вселенной. Он снёс Космическое яйцо, из которого вылупилось Солнце — Амон-Ра. Гуся называли также посланцем богов, посредником между Небом и Землёй. Гусь был эмблемой фараонов. При восшествии на трон нового фараона жрецы выпускали в качестве вестников четырёх гусей на четыре стороны света.
АМОН-РАрепликаДревний Египет
XIII династия. XV в. до н. э.
Оригинал: змеевик
Лондон, Британский музейВыс. 14 см
Выс. 17 см
Амон-Ра — повелитель всех богов, владыка престолов мира, священная душа, рожденная в начале всего. Амон — «Невидимый», «Незримый» — скрытый дух Солнца, сокровенный источник жизни. К нему как к богу тайны и тишины, как к защитнику слабых обращались с молитвой египтяне. Ра — созидающее видимое Солнце, которое умирает на закате и возрождается на рассвете. Египтяне почитали Амона-Ра как бога и великого учителя.
СКАРАБЕЙ С КРЫЛЬЯМИрепликаДревний Египет
XXVI династия. VII в. до н. э.
Оригинал: серпентин с инкрустацией
Санкт-Петербург, Государственный ЭрмитажВыс. 14 см
15 х 18 см
Выс. с подставкой 18,5 см
Скарабей — один из самых почитаемых символов Древнего Египта. Скарабей символизировал сокровенную силу сердца человека. Во многих египетских текстах скарабей сердца описывается тонко и красиво как «Бог, обитающий в моем сердце, мой Создатель, мой Владыка, охраняющий свет во мне». Для египтян сердце человека было центром его сознания, глубоких знаний, мудрости и воспоминаний о Вечном. Скарабей — символ творчества и трансформации, которые происходят благодаря чистоте сердца.
ПТАХрепликаДревний Египет
XXVI династия. VII в. до н. э.
Оригинал: фаянс
Санкт-Петербург, Государственный ЭрмитажВыс. 15 см
Птах — один из древнейших богов египетского пантеона, бог-покровитель искусств и ремёсел, а в мемфисской космогонии — бог-творец. Птах создал мир «сердцем и словом». Мемфис был одним из центров художественного творчества, которому покровительствовали жрецы храма Птаха.
ХНУМрепликаДревний Египет33 х 30 см
Хнум — древнеегипетский бог плодородия и урожая, хранитель истоков Нила, а также покровитель рожениц. Он часто изображался в виде человека с головой барана со спирально закрученными рогами, сидящего перед гончарным кругом.
Хнум в начале творения вылепил на гончарном круге людей и их души и имел власть над человеческой судьбой. Позднее стали считать, что Хнум — демиург, творец, создавший весь мир на гончарном круге.
Как бог плодородия, он следил за разливами Нила, заботился об урожае.
МААТрепликаДревний Египет
XX династия. XII–XI вв. до н. э.
Оригинал: бронза
Берлин, Египетский музейВыс. 13 см
Маат — крылатая богиня истины и справедливости, вселенской гармонии и порядка. Служение Маат было основой, стержнем всей жизни фараона и государства, где также должны были царить порядок, единство и согласие.
ИБИС
реплика
Древний Египет
Оригинал: известняк
Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина
Выс. 16 см
Ибис — священная птица Тота, бога мудрости, создателя письменности, священных канонов искусства и архитектуры. Шаг ибиса (всегда один и тот же) в Древнем Египте был принят за одну из единиц измерения.
ИБИС СИДЯЩИЙрепликаДревний ЕгипетВыс. 3 см
Ибис — священная птица Тота, бога мудрости, создателя письменности, священных канонов искусства и архитектуры. Шаг ибиса (всегда один и тот же) в Древнем Египте был принят за одну из единиц измерения.
ПАВИАН
реплика
Древний Египет
Выс. 10 см
Павиан считался священным животным Тота, бога мудрости, счёта и письма, покровителя писцов, наук и священных книг. Павиан часто изображался с поднятыми лапами. В египетской традиции павиан — вестник рассвета, так как на восходе павианы издают радостные крики. Священные павианы жили при храмах и участвовали в религиозных церемониях.
АБИДОССКАЯ ТРИАДАрепликаДревний Египет
XIX династия. XIII в. до н. э.
Оригинал: чёрный гранит
Париж, Лувр 41 x 32 см
На рельефе из Абидоса изображена божественная триада — супруги Осирис и Исида и их сын Хор.
Осирис, по преданиям, был первым учителем, «пастырем» людей. Время его правления называют золотым веком. Осирис олицетворяет высшую волю в человеке. Исида — Великая Мать, дарующая жизнь всему на земле, символ женственности и вечной любви. Хор — солнечное божество света, защитник справедливости на земле.
ОСИРИС (рельеф)
реплика
Древний Египет
XVIII династия. XIV в. до н. э.
Оригинал: роспись из усыпальницы вельможи Сенеджема
Дейр-эль-Мединэ
49 x 21 см
Осирис, сын богини неба Нут и бога земли Геба, по преданиям, был первым учителем, «пастырем» людей. Время его правления называют золотым веком. Осирис олицетворяет высшую волю в человеке. Один из его символов — колонна стабильности Джед, внутренний духовный центр человека. Египтяне утверждали, что, если Осирис победил смерть и стал владыкой иного мира, то и человек может преобразиться из существа смертного, тленного в существо вечное.
ИСИДАрепликаДревний Египет
Эпоха Птолемеев. III в. до н. э.
Оригинал: песчаник
Рельеф из храма Исиды на о. Филе49 x 21 см
Исида — одна из самых почитаемых богинь Древнего Египта. Дочь богини неба Нут и бога земли Геба, супруга своего божественного брата Осириса, мать небесного божества Хора, родоначальника всех египетских царей, Исида являлась Великой Матерью, дарующей жизнь всему на земле. Вдохновляющая и одушевляющая всё живое Исида — символ женственности, вечной любви и божественной красоты.
СИСТРрепликаДревний Египет
XXI династия
Оригинал: бронза
Париж, Лувр27,5 x 10 см
Систр — древнеегипетский музыкальный инструмент, который использовался в церемониях жрицами богини Исиды-Хатхор. Он издавал красивый, тонкий, мелодичный звук. Во время церемоний звуки систра создавали особую атмосферу, наполняли пространство священными звуками.
Согласно мифам, это инструмент, звуки которого пробуждают Вселенную, пробуждают душу, а в ней — самое прекрасное.
ОСИРИС (скульптура)репликаДревний Египет
XXVI династия. VI в. до н. э.
Оригинал: базальт
Москва, ГМИИ им. А. С. ПушкинаВыс. 42 см
Осирис, сын богини неба Нут и бога земли Геба, по преданиям, был первым учителем, «пастырем» людей. Время его правления называют золотым веком. Осирис олицетворяет высшую волю в человеке. Один из его символов — колонна стабильности Джед, внутренний духовный центр человека. Египтяне утверждали, что, если Осирис победил смерть и стал владыкой иного мира, то и человек может преобразиться из существа смертного, тленного в существо вечное.
ИСИДА С МЛАДЕНЦЕМ ХОРОМрепликаДревний ЕгипетВыс. 39 см
Исида — одна из самых почитаемых богинь Древнего Египта. Дочь богини неба Нут и бога земли Геба, супруга своего божественного брата Осириса, мать небесного божества Хора, родоначальника всех египетских царей. Исида являлась Великой Матерью, дарующей жизнь всему на земле. Вдохновляющая и одушевляющая всё живое Исида — символ женственности, вечной любви и божественной красоты.
ХОР
реплика
Древний Египет
XVIII династия. XV в. до н. э.
Оригинал: известняк
Вена, Музей истории искусств
10 х 10 см
Выс. с подставкой 12 см
Хор — «Высота», «Небеса» — один из древнейших богов египетского пантеона. Он изображался в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца. Хор, сын Исиды и Осириса, был призван в мир для объединения неба и земли, для сражения с богом тьмы Сетом. Начиная с периода Древнего царства Хор, олицетворение справедливости, был покровителем фараонов.