Почти все мы читали Роман. А кое-кто знает его практически наизусть. У каждого из нас свой Воланд, Понтий Пилат, свой Иван Бездомный, кот Бегемот, свой Мастер. Но все ли мы знаем, что Булгаков закончил свой главный роман за три недели до смерти, что торопился «дописать раньше, чем умереть»? Что хотел он нам сказать этим странным произведением — о дьяволе и москвичах, с историческими вставками, с характерной булгаковской чертовщинкой?
Как смог Булгаков остаться верным себе, не сойти со своего пути, на котором его травили, книги его не печатались, а пьесы не ставились? Булгаков подсчитал, что в прессе СССР за 10 лет его литературной работы из 301 отзыва о нем похвальных было 3, а враждебно-ругательных – 298. Не предать себя для Булгакова означало быть литературным изгоем при постоянной угрозе жизни. Но он верил своему внутреннему голосу больше, чем враждебным обстоятельствам. Еще в 1923 г. он записал в дневнике: «Не может быть, чтобы голос, тревожащий сейчас меня, не был вещим. Не может быть. Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним – писателем. Посмотрим же и будем учиться, будем молчать».
Конечно, в «Мастере и Маргарите» много автобиографичного. Конечно, в нем много ядовитой булгаковской сатиры на современников (характер у него был не ангельский). Но все же главное, что в романе Булгаков оставил итог своей жизни, весь свой опыт – писательский, человеческий, философский. Выстраданный опыт.
Кто такой булгаковский Воланд? Какой он – злой, добрый? Может быть, он не добрый, не злой и даже не судья. Отчасти он наблюдатель, отчасти катализатор, ускоряющий процессы, происходящие в душах. Но еще Воланд – это зеркало, которое было поднесено к городу Москве и его обитателям. И москвичи получили возможность увидеть себя такими, какие они есть. Но что же дальше? Как поступит он с тем, что открылось ему в этом безжалостном, но справедливом зеркале?